Этот вопрос начинает волновать родителей детей и подростков уже с начала средней школы. Ранее мы публиковали статьи на тему ранней профориентации, сегодня поговорим о том, что же делать, когда уже точно пора.
По оценкам современных экспертов, в мире существует около 50 тысяч профессий, ежегодно около 500 новых профессий добавляется и примерно столько же исчезает.
При этом более 60% сегодняшних дошкольников будут работать по профессиям, которых еще не существует.
К сожалению, профориентация в том виде, в котором она представлена в большинстве школ в настоящее время, создает у подростков и их родителей ошибочное представление об этой сфере. Когда дети, пройдя отдельные тесты по инициативе школьного психолога, получают невнятные «диагнозы» и такие предложения профессий как «риэлтор», «бухгалтер» и «турагент» в одной подборке выводов, это, несомненно, сильно подрывает авторитет профориентации. Уже становится печальной присказкой сообщение ребенку: «тип человек-природа», выбирайте профессии в этой сфере. Серьезно? Это современная профориентация? Нет. Это не она.
Современная профориентация подразумевает анализ всей совокупности мотивов, ценностей, интересов и возможностей человека, соотнесение их с реалиями рынка труда и образования, выбор наиболее оптимального образовательного маршрута, для наиболее эффективного и широкого старта в выбранном профессиональном направлении.
А самое главное – вселяйте в ребенка уверенность, что его мнение и его выбор имеют значение. Что они влияют на его жизнь, которую он строит сейчас с поддержкой родителей, а дальше – сам.