МЕНЮ
База знаний

Как карьерный консультант может помочь клиенту в развитии навыков?

Работаете с самыми популярными в карьерном консультировании запросами? Проводите консультации по поиску работы, выбору профессии, строите с клиентами карьерные планы? Тогда вы точно не раз говорили о знаниях, навыках и компетенциях вашего клиента. О принципах развития навыков внутри карьерного консультирования расскажет Анна Гагарина, сертифицированный карьерный консультант и создатель проекта JobMentor.
В этой статье вы узнаете о задачах в области развития навыков, которые карьерный консультант может взять на себя, чтобы расширить свою продуктовую линейку и оказывать комплексную помощь.

С чем предстоит работать консультанту?

Выделим в портрете клиента те блоки, с которыми чаще всего приходится иметь дело в процессе консультации:
Принципы и ценности — комплекс морально-этических установок, которые используются для оценки ситуации. С их помощью клиент понимает, что для него значит «хорошо/правильно», а что «плохо/неправильно».

Знания — комплекс информации, который лежит в основе навыков и компетенций. Могут быть как общими, так и специализированными, то есть относящимися к конкретным областям или профессиям.

Уровни владения знаниями: понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество.

Hard skills — профессиональные навыки, тесно связанные с конкретной профессией, специализацией или должностью. При работе с ними важно учитывать эту связь. Есть технические и инженерные профессии, где набор навыков часто определяется этапами производственного цикла. Поэтому портрет ключевых навыков специалиста в разных компаниях будет схожим.

Есть профессиональные области, внутри которых одна и та же профессия может иметь разные профили. В данном случае список требований к навыкам будет зависеть от продукта, специфики бизнеса, географии компании.

Soft skills — мягкие или сквозные навыки, определяющие профессиональную успешность сотрудника внутри команды. Командная работа, эффективные коммуникации, проактивность, лидерство и тд.

Мета-навыки — уровень сверх навыков, базис hard и soft skills. Особенности личности, помогающие быстрее адаптироваться к ситуации, исходя из целей и задач, воспринимая открыто новое, обучаясь на его основе, креативно структурируя информацию и создавая новые нейронные связи. Мета-навыком также является способность использовать полученную информацию в коммуникации и взаимодействии с другими людьми.

Компетенции — стиль поведения сотрудника, основанный на сочетании его знаний, умений, навыков и личностных особенностей. То, как он подходит к использованию и проявлению этого комплекса в контексте конкретной корпоративной культуры, рабочих задач и бизнеса.

Уровни владения навыком или компетенцией: неосознанное незнание, новичок, специалист, эксперт.

Какие задачи при работе с навыками и компетенциями может решать карьерный консультант?

  1. Анализировать профессии, специальности, конкретные должности, выделяя внутри профиля знания, навыки и компетенции;
  2. Определять, какие навыки необходимы для достижения успеха в профессии, повышения в должности, успешной адаптации на новом месте;
  3. Информировать клиента о том, из чего состоят знания, навыки, компетенции как они устроены. Как происходит их усвоение;
  4. Оценивать знания, навыки и компетенции клиента по уровню, полноте портрета с помощью диагностических инструментов;
  5. Составлять план развития навыков и компетенций клиента, исходя из задач совместной работы;
  6. Формировать рекомендации по развитию конкретного навыка в виде списка инструментов, алгоритмов, практик и упражнений;
  7. Консультировать по выбору образовательных и развивающих организаций под задачи развития клиента;
  8. Тренировать навыки в форме индивидуальной или групповой работы.
Некоторые пункты могут потребовать от консультанта дополнительной подготовки, поэтому вы вправе провести здесь зону ограничения своих компетенций и сделать в работе с клиентом на этом акцент.

В целом, работа с навыками и компетенциями клиента может стать отдельным продуктом в вашей продуктовой линейке. Или быть частью консультационного процесса, в рамках работы с классическими запросами.
Автор: Анна Гагарина
10 лет работы в частном образовании: от преподавателя до руководителя по управлению персоналом в международной EdTech компании Сертифицированный карьерный консультант и создатель проекта JobMentor. Преподаватель Школы карьерного менеджмента. 700+ часов индивидуальной работы в комплексном подходе к задачам клиента.
Карьерный консультант