Преимущества коучинга налицо: это инструмент, который учит не просто рефлексировать, но и ставить правильные, достижимые цели с максимальным пониманием себя. Благодаря коучингу можно проработать свои блоки и негативные установки, а также раскрыть и развить свой исключительный потенциал.
Но что делать, если клиент говорит о том, что коучинг – это «что-то из инфобиза» и «не надо мне этой вашей магии»? Мы задали этот вопрос Евгении Сабениной – члену Ассоциации карьерных консультантов, профориентатору взрослых и международному коучу ICF.
Столкнувшись с клиентом-скептиком, в первую очередь стоит выяснить, из-за чего у него такое отношение. Был ли лично у него неудачный опыт – если да, в чем он заключался? Предпринимал ли клиент какие-то действия или просто ждал от коуча решения? А может, человек просто начитался негативных отзывов в интернете, а сам даже толком не понимает, что такое коучинг? Нужно обратиться к фактам и прояснить, что стоит за сомнениями клиента. Я сама всегда задаю такой вопрос на диагностической встрече: «Был ли у вас опыт с помогающими специалистами: коучем, психологом, консультантом? Чем закончился? Что взяли из него?». Если человек был у всех и негативно отзывается обо всех, скорее всего, он ждет волшебную таблетку.
Например, недавно я столкнулась с таким кейсом: ко мне обратилась клиентка с запросом на смену работы (она долгое время не могла найти подходящую). Мой вопрос о том, как она сама видит основные сложности, она восприняла в штыки и сказала: «Я сама коуч, поэтому на мне коучинг не работает, не нужно задавать мне такие вопросы».
Что делать в такой ситуации? Отвечаю: вежливо порекомендовать обратиться к другому специалисту.
Чтобы избежать недопонимания между коучем и клиентом, необходимо четко разделить ответственность. Важно объяснить клиенту, что такое коучинг и в чем его отличие от карьерного консультирования или психологии. В классическом коучинге специалист не будет давать советы клиенту, оценивать его действия, придумывать за него решения и т.д.
Задача коуча – создать доверительное пространство и задать такие «глубокие вопросы», которые помогут человеку найти все ответы внутри себя. Коуч помогает выйти из текущей ситуации, определить желаемое будущее и прийти к нему. В этом главное отличие коучинга от психологии, где человек в наибольшей степени разбирается с прошлым. Если запрос клиента связан с поиском готового решения, лучше обратиться к наставнику или карьерному консультанту.
Коучинг также не стоит применять, если к вам обращается новичок в какой-то профессиональной деятельности, которому действительно нужны четкие инструкции и рекомендации. Например, когда к эксперту приходят за наставничеством, на мой взгляд, одним коучингом не обойтись. В любом случае, человек хочет «купить» у коуча его экспертизу, какие-то готовые решения, которые ему помогли.
Также нужно держать во внимании эмоциональное состояние человека. Коучинг не работает с жесткими депрессиями – в таких случаях имеет смысл обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.
Коучинг – это партнерское взаимодействие, и очень важно донести это до человека, который к вам обратился. Чтобы снять основные возражения или опасения клиента, сразу определите ответственность каждого из участников процесса, обсудите ожидаемые результаты и расскажите о том, какие инструменты будете использовать в работе. Если вы видите, что человек не готов общаться в формате коучинга – или если он сам вам прямо об этом сообщает – то не стоит пытаться. Качественный коучинг возможен только в том случае, когда обе стороны добровольно принимают в нем участие, и каждый признает и принимает свою роль в этом процессе.
Автор: Евгения Сабенина – член Ассоциации карьерных консультантов, профориентатор взрослых и международный коуч ICF