Этот вопрос начинает волновать родителей детей и подростков уже с начала средней школы. Ранее мы публиковали статьи на тему ранней профориентации, сегодня поговорим о том, что же делать, когда уже точно пора.
Основная задача профориентации для детей – помочь ребенку определиться с выбором профессии. Но современный мир – это мир стремительных изменений, поэтому все чаще мы сталкиваемся с тем, что само понятие «профессия» становится слишком узким.
По оценкам современных экспертов, в мире существует около 50 тысяч профессий, ежегодно около 500 новых профессий добавляется и примерно столько же исчезает.
При этом более 60% сегодняшних дошкольников будут работать по профессиям, которых еще не существует.
Как планировать профессию, когда все меняется?
Мы точно не испытываем недостатка информации в современном мире. Вместе с тем все сложнее становится разобраться в сфере профессионального развития, трендах новейших технологий, политических и экономических тенденциях, а также нюансах рынка труда. Именно поэтому тема профориентации становится все более актуальной.
Профессии переплетаются между собой, и все чаще мы видим востребованность специалистов с межотраслевыми навыками. Например, уже недостаточно быть просто юристом, чтобы чувствовать себя уверенно на рынке труда. Неплохо иметь дополнительную специализацию — например, в финансах, экологии или медицине.
Поэтому, выбирая направление для будущего обучения школьника, который выйдет на рынок труда через 5-7 лет, сосредоточьтесь не на выборе будущей профессии, а на определении наиболее подходящей для развития профессиональной сферы.
Внутри нее можно будет выбирать оптимальную точку входа – программу обучения. А если профессиональный интерес уже устойчиво сформирован – простраивать более подробный образовательный трек, подбирая параллельное с высшим или средним профессиональным образованием дополнительное обучение.
Когда и как начинать?
У детей к 13-14 годам уже достаточно устойчиво формируется восприятие себя как личности в социуме. Несомненно, все очень индивидуально, но в большинстве случаев ребенок к этому возрасту уже много знает о себе, своих желаниях, о том, как он хочет жить, какие приоритеты видит в своей профессиональной деятельности.
В этом возрасте можно пройти профориентационные тестирования, составить представление о приоритетах. Это нормально, если четкой определенности пока нет, и даже хорошо, если при диагностике выявляется несколько вариантов возможного развития. Это дает возможности для исследования, поиска пересечения возможностей и интересов.
Далее можно составить план погружения в профессии на ближайшие год-два и затем, в 9-10 классе, вернуться к работе в профориентации. Обычно после прохождения этапов такого планирования ребенок сам определяется с направлением, ему нужно лишь помочь с фокусировкой в программах обучения, сформировать перечень приоритетных предметов для подготовки к экзаменам.
Если первое касание с профориентацией состоится только в старшей школе — это тоже не поздно. Самое главное, чтобы у самого школьника было желание исследовать варианты и делать собственный выбор!
К сожалению, профориентация в том виде, в котором она представлена в большинстве школ в настоящее время, создает у подростков и их родителей ошибочное представление об этой сфере. Когда дети, пройдя отдельные тесты по инициативе школьного психолога, получают невнятные «диагнозы» и такие предложения профессий как «риэлтор», «бухгалтер» и «турагент» в одной подборке выводов, это, несомненно, сильно подрывает авторитет профориентации. Уже становится печальной присказкой сообщение ребенку: «тип человек-природа», выбирайте профессии в этой сфере. Серьезно? Это современная профориентация? Нет. Это не она.
Современная профориентация подразумевает анализ всей совокупности мотивов, ценностей, интересов и возможностей человека, соотнесение их с реалиями рынка труда и образования, выбор наиболее оптимального образовательного маршрута, для наиболее эффективного и широкого старта в выбранном профессиональном направлении.
Признаки современной профессиональной профориентации
- Эксперт обладает профильными знаниями в области профориентации, что, в том числе, подтверждается документами о получении соответствующего образования.
- Профориентационная работа включает в себя не только этап тестирования, но и консультационно-диагностическую работу.
- При работе используются современные, валидные и надежные методики тестирования.
- При анализе приоритетных направлений возможного развития учитываются не только личностные характеристики ребенка, но и социальные факторы — реальные возможности и ограничения, семейные ценности и установки, уровень осведомленности о профессиональных сферах, картина желаемого будущего, уровень успеваемости по отдельным предметам и прочее.
- Эксперт по профориентации выстраивает партнёрские взаимоотношения, при которых принятие решения о выборе направления находится на стороне ребенка и его семьи, а эксперт обеспечивает экологичное поле для наиболее комфортного раскрытия потенциала ребенка, предоставляет информацию о профессиях, рынке труда, а также в доступной форме предоставляет результаты аналитической работы по проведенному тестированию и диагностике.
- Консультант по профориентации для школьников обладает знаниями в сфере современного рынка труда и образования, владеет методиками современного профориентационного тестирования и диагностики, ориентируется в трендах социально-экономического и технологического развития общества, умеет находить общий язык с подростками.
Про баланс доверия и сепарации: подростку легче говорить с чужим
На консультациях часто возникает ситуация, когда родители узнают много нового об увлечениях и желаниях своего ребенка, о которых он с радостью рассказывает консультанту по профориентации, но с родителями это не обсуждал. И это не про плохие отношения в семье — это нормальный этап взросления и подростковая сепарация.
Подростку важно почувствовать себя самостоятельным и значимым, часто в этом возрасте начинается смена авторитетов. Мнение родителей может отторгаться просто по факту его источника – родителей. Это еще одна из причин, почему работа с консультантом по профориентации может отлично продвинуть ребёнка и семью в целом к пониманию «кем быть», «куда двигаться», «к каким экзаменам готовиться» буквально за несколько встреч, когда попытки обсудить это в семье долгое время не имели понятного результата.
В подростковом возрасте ребятам особенно важно, что их мнение имеет значение. Возможность рассказать о себе, задуматься над неочевидными вопросами, которые сам себе не задавал, посмотреть с другой стороны на себя и свои возможности – это то, что вдохновляет школьников. Когда у них появляется понимание «какой я», «что я уже умею», это, в том числе, повышает самооценку и мотивацию к учебе. После осознания, куда хочется двигаться, и составления плана подготовки многие подростки начинают учиться лучше.
Чем могут помочь родители
Информация
Важно помогать школьникам исследовать возможности профессий, программы обучения, но при этом не делать это за них.
Это может быть чтение книг, статьей, посещение дней открытых дверей учебных заведений, общение с представителями интересующих профессий.
Формирование адекватной картины мира
К старшим классам уже критически важно, чтобы ребенок понимал содержание профессиональных сфер, систему экономических отношений и взаимосвязи людей в профессиях, — по крайней мере в тех сферах, которые его интересуют. Если такого понимания нет, то, к сожалению, профориентационная работа может остаться лишь гипотезой, ведь сложно выбирать из того, что не понимаешь и не знаешь. Надо признать, таким ребятам обычно не интересна и сама профориентация, у них нет потребности выбирать, это, чаще всего, инициатива и потребность родителей. А ребята знают, что родители выберут и решат за них в любом случае, и не стремятся к профориентационной работе.
Профпробы
Лучший способ сформировать наиболее приближенное к реальности понимание содержания интересующих профессий — организовать профессиональные пробы, то есть возможность практического погружения в профессию. Лучше всего, если это будет настоящее рабочее место: поработать помощником, волонтером, стажером и т.п.
Работа с профессионалом
Организовать профориентационную работу с профессионалом. Сейчас на рынке возникает все больше возможностей для проведения такой работы. Выбирайте программу по профориентации, которая подойдет вашему ребенку. Это может быть индивидуальная или групповая работа, тренинги или иные форматы.
Развитие надпрофессиональных навыков
Как сказал Митио Каку (физик-теоретик, доктор философии, популяризатор науки), чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества.
Общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой.Не зря требования работодателей к уровню развития мягких, надпрофессиональных навыков, становятся все более приоритетными.
Универсальными компетенциями 21 века чаще всего называют:
- концентрацию и управление вниманием
- эмоциональную грамотность
- цифровую грамотность
- креативность
- экологическое мышление
- кросскультурность
- способность к (само)обучению.
Помогите вашим детям развиваться в направлении получения этих навыков. Это не только поможет им в будущем на рынке труда, но и позволит более осознанно подходить к выбору профессии уже в школе.
А самое главное – вселяйте в ребенка уверенность, что его мнение и его выбор имеют значение. Что они влияют на его жизнь, которую он строит сейчас с поддержкой родителей, а дальше – сам.
Ольга Голубева
- Сертифицированный карьерный консультант, профориентолог подростков и взрослых, карьерный коуч (практикующий коуч по стандартам ICF), член Ассоциации Карьерных Консультантов.
- 15+ опыт работы в крупнейших государственных и частных российских компаниях.
- 500+ часов карьерного консультирования и коучинга
- 100+ подростков выбрали образовательный трек с моей помощью за последний год
- Автор антикризисного карьерного онлайн тренинга «СОБЕРИсь», профориентационных тренингов, спикер мероприятий, автор статей.