Основная задача профориентации детей - помочь ребенку определиться с выбором профессии. Исходя из этой задачи, можно говорить, что предметно профориентацией имеет смысл заниматься начиная с 13-14 лет.
Именно в этом возрасте у человека формируется восприятие себя, как личности в социуме. К этому моменту (8-9 класс) подросток уже имеет представление о том какой он, какие направления ему более или менее интересны и как он может применить себя в этом мире. Здесь сразу хочу оговориться – даже если окружающим взрослым кажется, что подросток «ничего не хочет», «ничем не интересуется», это не значит, что это на самом деле так.
Важно понимать, что личное восприятие и осознание у подростка не формируется «вдруг». Этому предшествовала вся социальная, семейная, личная жизнь ребенка. У ребенка было и есть определенное окружение, дела, возможности, семейная и образовательная культура. Поэтому можно смело говорить о профориентационной подготовке. Хотя, в широком смысле слова, всю работу, нацеленную на последующий выбор профессиональной сферы, некоторые эксперты называют профориентацией.
Итак, задачи профориентационной подготовки:
• Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка;
• Развитие любознательности и познавательного интереса;
• Формирование представлений о профессиях;
• Знакомство с многообразием мира профессий;
• Создание условия для осознания ребенком ценности и важности профессий.
• Развитие любознательности и познавательного интереса;
• Формирование представлений о профессиях;
• Знакомство с многообразием мира профессий;
• Создание условия для осознания ребенком ценности и важности профессий.
Здесь возникает вопрос — кто, где и когда эту подготовку должен обеспечить.
С точки зрения глобального развития и планирования экономики страны, региона, формирование среды для познавательного развития детей для их последующей успешной профориентации, — это задача государства, школы. Ведь в глобальном смысле, основной капитал – это человеческие ресурсы. Их нужно развивать и создавать для этого среду. Логичнее делать это через школу, дополнительные центры, с широким вовлечением населения.
С точки зрения глобального развития и планирования экономики страны, региона, формирование среды для познавательного развития детей для их последующей успешной профориентации, — это задача государства, школы. Ведь в глобальном смысле, основной капитал – это человеческие ресурсы. Их нужно развивать и создавать для этого среду. Логичнее делать это через школу, дополнительные центры, с широким вовлечением населения.
Вместе с тем, сейчас к школе очень много претензий. Все громче звучат голоса о ее несостоятельности в воспитании полноценной личности об однобоком подходе, да и система ЕГЭ вызывает очень много негатива. Вероятно поэтому тема профориентации сейчас так волнует родителей и подростков, так как система с этой задачей эффективно не справляется, и родители и сами дети ищут пути решения самостоятельно.
Возлагать такую ответственность на самих детей не совсем обоснованно, у них недостаточно знаний об экономике, рынке труда, возможностях. Их критического и стратегического мышления пока недостаточно для полностью самостоятельного выбора без поддержки взрослых. Таким образом, на данный момент это, несомненно общая задача – государства, родителей, детей.
Что могут сделать родители?
Родители могут обеспечить ребенку развивающую среду и поддержку в исследовании, в соответствии с возрастными потребностями.
Для целей профориентационной подготовки можно выделить несколько периодов развития ребенка по ведущему мотиву познания:
- Дошкольники и младшие школьники (3-10 лет).
- Средняя школа (11-14 лет).
- Старшие школьники.
В этой статье подробнее рассмотрим дошкольников и младших школьников (3-10 лет).
Ведущий мотив познания у них — любопытство. Какова же роль родителей в профориентации в этом возрасте?
1) Создание среды
• Важно сформировать у ребенка понимание роли труда в жизни человека и общества, добросовестное отношение к труду. Формируется понимание зачем мне нужно трудиться, потребность быть полезным людям.
• Ребенок знакомится с устройством мира, базовыми экономическими понятиями, учится считать деньги, понимает зачем они нужны. И здесь важно рассказать ему откуда они берутся. Любые подходы к формированию финансовой грамотности помогут здесь родителям.
• Еще очень важно давать ребенку время. Свободное время. Все чаще современные исследователи, психологи призывают родителей не перегружать детей дополнительными занятиями. Для формирования устойчивых зон искреннего интереса ребенку нужно время. Время самозанятости для осмысливания полученных знаний.
• Ребенок знакомится с устройством мира, базовыми экономическими понятиями, учится считать деньги, понимает зачем они нужны. И здесь важно рассказать ему откуда они берутся. Любые подходы к формированию финансовой грамотности помогут здесь родителям.
• Еще очень важно давать ребенку время. Свободное время. Все чаще современные исследователи, психологи призывают родителей не перегружать детей дополнительными занятиями. Для формирования устойчивых зон искреннего интереса ребенку нужно время. Время самозанятости для осмысливания полученных знаний.
2) Изучение тем важности труда, социальной роли человека, профессий
•Разговаривайте с ребенком о своей профессии о профессиях в семье. Расскажите, чем именно вы занимаетесь. К сожалению, практика консультаций показывает, что современные подростки зачастую плохо себе представляют, чем занимаются их родители и не понимают практики рабочей деятельности.
Разговаривайте о профессиях родственников, о встречающихся профессиях в ваших совместных мероприятиях (прогулки, театр, кино, музеи и т.д.).
Постарайтесь обсуждать как называется профессия, зачем человек в профессии это делает (здесь можно задать несколько “зачем” подряд, чтобы глубже разобраться в экономике процесса, взаимодействии с другими направлениями), что нравится в этой профессии, а что нет, в чем здесь сложность, какое образование нужно, чтобы работать в этом направлении.
•Старайтесь показать профессии изнутри, где это возможно. Приведите детей на рабочее место, сводите на экскурсию на тему профессий, ходите в тематические парки (например, Кидбург, Мастерславль и т.п.).
• Читайте книги, смотрите мультфильмы на тему профессий.мВот несколько рекомендаций::
— Санжа, Стари: «Профессии. Когда я вырасту, то стану…»
— Ричард Скарри «Город добрых дел»
— Гордиенко «Большая книга профессий» и другие.
• Играйте в настольные игры:
викторина «Умная сова», Профессии и специальности, Монополия, Викторина «Город профессий» Дрофа, Ассоциации. Профессии (представлены в разных форматах и для разных возрастов)
Разговаривайте о профессиях родственников, о встречающихся профессиях в ваших совместных мероприятиях (прогулки, театр, кино, музеи и т.д.).
Постарайтесь обсуждать как называется профессия, зачем человек в профессии это делает (здесь можно задать несколько “зачем” подряд, чтобы глубже разобраться в экономике процесса, взаимодействии с другими направлениями), что нравится в этой профессии, а что нет, в чем здесь сложность, какое образование нужно, чтобы работать в этом направлении.
•Старайтесь показать профессии изнутри, где это возможно. Приведите детей на рабочее место, сводите на экскурсию на тему профессий, ходите в тематические парки (например, Кидбург, Мастерславль и т.п.).
• Читайте книги, смотрите мультфильмы на тему профессий.мВот несколько рекомендаций::
— Санжа, Стари: «Профессии. Когда я вырасту, то стану…»
— Ричард Скарри «Город добрых дел»
— Гордиенко «Большая книга профессий» и другие.
• Играйте в настольные игры:
викторина «Умная сова», Профессии и специальности, Монополия, Викторина «Город профессий» Дрофа, Ассоциации. Профессии (представлены в разных форматах и для разных возрастов)
3) Поддержка проявленных интересов
• В этом возрасте ребенок может интересоваться разными вещами и быстро менять сферу исследований. Родители здесь могут поддерживать исследовательский интерес. Даже если вам кажется, что это не важно и не перспективно. Предлагайте соответствующие книги, подбирайте кружки, формируйте среду для изучения предмета (от прогулок по паркам для изучения насекомых, до мастер-классов на тему химических или физических опытов).
Здесь, конечно, очень важно не пропустить момент интереса. С одной стороны, вовремя отреагировать, с другой - постараться показать ребенку разные варианты. И музыку, и прикладное творчество, спорт, изучение окружающего мира, знакомство с техникой. Чем более разнообразными будут эти пробы, тем лучше.
• Я рекомендую записывать! Например, каждый год задавать одинаковые вопросы о том, что интересно, что привлекает, записывать наблюдения о его склонностях и интересах. Это создает для вас совместный ежегодный ритуал, ребенку обычно интересно почитать, а что было в прошлом году и раньше. Возникает привычка анализировать свои интересы и свое развитие.
Записывать можно не только раз в год, фиксируя факты интереса, но и в текущем режиме, подмечая особенности познавательной активности, что важнее. Например, типичное «любит играть в лего», может у вас выглядеть, как «играет в лего, создавая ролевые игры, имитацию социальных ситуаций, большое внимание уделяет персонажам» или «лего собирает без инструкции, может по картинке определить внутреннее совмещение деталей, редко ошибается в этом вопросе».
Здесь, конечно, очень важно не пропустить момент интереса. С одной стороны, вовремя отреагировать, с другой - постараться показать ребенку разные варианты. И музыку, и прикладное творчество, спорт, изучение окружающего мира, знакомство с техникой. Чем более разнообразными будут эти пробы, тем лучше.
• Я рекомендую записывать! Например, каждый год задавать одинаковые вопросы о том, что интересно, что привлекает, записывать наблюдения о его склонностях и интересах. Это создает для вас совместный ежегодный ритуал, ребенку обычно интересно почитать, а что было в прошлом году и раньше. Возникает привычка анализировать свои интересы и свое развитие.
Записывать можно не только раз в год, фиксируя факты интереса, но и в текущем режиме, подмечая особенности познавательной активности, что важнее. Например, типичное «любит играть в лего», может у вас выглядеть, как «играет в лего, создавая ролевые игры, имитацию социальных ситуаций, большое внимание уделяет персонажам» или «лего собирает без инструкции, может по картинке определить внутреннее совмещение деталей, редко ошибается в этом вопросе».
Таким образом, я бы предложила говорить не о ранней профориентации, а о профориентационной подготовке, причем экологично включенной в обычную жизнь детей и родителей. Общение, совместные мероприятия, чтение книг, игры - добавляем фокус на знакомство с профессиями, финансовую грамотность, и записываем свои наблюдения вместе с ребенком.
Вот такой несложный “рецепт” помогает будущим подросткам более уверенно себя чувствовать, когда настанет время выбирать профессиональное направление и решать вопрос с продолжением обучения после школы.
О средних и старших школьниках поговорим в следующей статье.
Ольга Голубева
Сертифицированный карьерный консультант, профориентолог подростков и взрослых, карьерный коуч (практикующий коуч по стандартам ICF), член Ассоциации Карьерных Консультантов, выпускница ШКМ
- 15+ опыт работы в крупнейших государственных и частных российских компаниях.
- 500+ часов карьерного консультирования и коучинга.
- 100+ подростков выбрали образовательный трек с моей помощью за последний год.
- Автор антикризисного карьерного онлайн тренинга «СОБЕРИсь», профориентационных тренингов, спикер мероприятий, автор статей.