В предыдущей статье мы рассмотрели основные тенденции и подходы к профориентации. А также детально остановились на профориентационной подготовке дошкольников и младших школьников (3-10 лет). Читать полную версию здесь.
Следующая группа — средняя школа (11-14 лет).
Ведущий интерес здесь — самоисследование.
На чем важно делать акцент:
1) Формирование понимания личных ценностей и стремлений, поддержание темы самоисследования
В этом возрасте возникает много вопросов о смыслах. Кто я? Какой я? Зачем я живу? Как ко мне относятся окружающие? Что я умею? Как я могу быть самостоятельным?
Хорошо, если есть возможность и контакт для обсуждения этих вопросов с ребенком. Можно предлагать ребенку различные книги, которые помогут разобраться, заполнение дневников и так далее.
Хорошо, если есть возможность и контакт для обсуждения этих вопросов с ребенком. Можно предлагать ребенку различные книги, которые помогут разобраться, заполнение дневников и так далее.
Например:
- Кауфман, Рафаэль, Эспеланд «Ты сильнее, чем ты думаешь. Гид по твоей самооценке»
- Аллен, Уильямс, Уоллас «Как привести дела в порядок - в школе и не только».
- Беверли Бэтчел «Чего ты по-настоящему хочешь? Как ставить цели и достигать их»
- Шон Кови «7 Навыков высокоэффективных тинейджеров».
2) Развитие soft skills
Тема богатая и много по ней уже сказано и написано. Если кратко, что могут делать родители:
• Вовлечение в семейное планирование,
• Наделение ответственностью за конкретные действия,
• Способствование участию в общественных движениях, детских объединениях,
• Инициирование работы в коллективах,
• Способствование посещению мастер-классов, тренингов на темы личного развития, чтению книг, прохождению курсов и т.д.
• Организация культурных мероприятий с семейным обсуждением (концерты, выставки, театры)
• Поощрение спортивных увлечений (развивает навыки работы в команде, упорство, тренирует адекватный подход к успехам и неудачам).
• Вовлечение в семейное планирование,
• Наделение ответственностью за конкретные действия,
• Способствование участию в общественных движениях, детских объединениях,
• Инициирование работы в коллективах,
• Способствование посещению мастер-классов, тренингов на темы личного развития, чтению книг, прохождению курсов и т.д.
• Организация культурных мероприятий с семейным обсуждением (концерты, выставки, театры)
• Поощрение спортивных увлечений (развивает навыки работы в команде, упорство, тренирует адекватный подход к успехам и неудачам).
3) Расширение представлений о мире профессий, профессиональные пробы
В этом возрасте становится важным, чтобы ребенок приближался к реальной практике трудовой деятельности. Важно обеспечивать его такими возможностями. Нравится, интересует профессия, – будет здорово, если родители найдут возможность познакомить ребенка с реальным профессионалом из этой области и ребенок сможет поговорить, задать свои вопросы, а еще лучше посетить рабочее место и побыть ассистентом. Это называется профессиональные пробы.
В современном многообразном мире, где большая часть жизни ушла в онлайн у подростков часто оказывается несформированным понимание практики рабочего процесса. А это очень важно, ведь как можно выбрать, не понимая, что внутри?
Также можно вместе с ребенком посещать образовательные выставки, присматриваться к учебным заведениям, и образовательным программам. Особенно, если есть желание идти в колледж после 9 класса, уже пора этим активно заниматься.
Старшие школьники. Профориентация. Современные подходы.
Ключевая мысль здесь, что работа с профориентатором позволит выбрать профессиональное направление, а не профессия на всю жизнь.
Мир быстро меняется, и говорить о выборе профессии на всю жизнь неперспективно. Исследователи говорят, что уже сейчас человек в среднем меняет 2-3 профессии за свою жизнь, в будущем это будет абсолютной нормой и нужно уметь быть гибким, чувствовать свои возможности и силы, а также тренды развития интересующей отрасли, чтобы успешно развиваться.
Поэтому, важнее не выбирать профессию, а находить интересы в широкой профессиональной сфере, обдумывать желаемую картину будущего и исходя из этого, выстраивать наиболее приемлемый образовательный маршрут, позволяющий делать дополнения и повороты.
Как показывает практика, большинство подростков пугает выбор профессии именно из-за ощущения, что если сейчас сделать ошибку, то это будет фатально и непоправимо для их будущей жизни. Подход к выбору через профессиональную сферу расширяет возможности и снижает градус напряжения.
• С 14 лет можно уже уверенно говорить о профориентации. А с 15 лет можно говорить о профориентации на основе психологического тестирования. Именно в этом возрасте стоит пройти первые тестирования, диагностики, организовать ребенку встречи со специалистами – консультантами по профориентации.
Это нормально, что в этом возрасте еще может не быть какой-либо профессиональной определенности. Это отличная возможность сузить круг исследования по итогам тестирований и консультаций и посвятить год-два погружению в сферу интересующей профессии.
В этом возрасте подростку важно показать свою самостоятельность, один из внутренних конфликтов связан со снижением авторитета родителей. К тому же, человеку важно поговорить о себе, о своих сильных сторонах, способностях.
У подростков, эта потребность очень ярко выражена, причем сделать это хочется, чаще всего, не с родителями. Именно поэтому, работа с консультантом по профориентации часто за короткое время дает больше результата, чем несколько месяцев обсуждения тем возможных профессий внутри семьи.
• Консультант по профориентации владеет экспертными знаниями по рынку труда, образовательной системе, имеет информацию о трендах профессиональных сфер и может помочь не только определиться с направлением развития, но и помочь грамотно выстроить стратегию поступления в желаемое учебное заведение.
Таким образом, лучшая, на мой взгляд, профориентационная стратегия родителей - поддержка самоисследования, интересов, и помощь в организации профессиональных проб, а также организация профориентационной работы со специалистом, когда нужна такая помощь. Не всегда выбор ребенка родителей радует, но бывает и так, что если не противостоять, а, наоборот, поддержать, помочь попробовать, то ребенок сам приходит к выводу, что в позиции родителя есть доля истины, и не так уж подходит ему “романтизированная” профессиональная идея, когда он попробовал ее в реальности. И тогда наступает самый интересный этап - выяснение, - а что же тогда? И здесь также, - самоисследование и пробы, - это то, что позволит сделать профессиональный выбор самому!
Ольга Голубева
Сертифицированный карьерный консультант, профориентолог подростков и взрослых, карьерный коуч (практикующий коуч по стандартам ICF), член Ассоциации Карьерных Консультантов, выпускница ШКМ.
Сертифицированный карьерный консультант, профориентолог подростков и взрослых, карьерный коуч (практикующий коуч по стандартам ICF), член Ассоциации Карьерных Консультантов, выпускница ШКМ.
- 500+ часов карьерного консультирования и коучинга
- 100+ подростков выбрали образовательный трек с моей помощью за последний год.
- Автор антикризисного карьерного онлайн тренинга «СОБЕРИсь», профориентационных тренингов, спикер мероприятий, автор статей.
Уже совсем скоро, 5 марта, стартует 19 поток курса «Профориентатор будущего».
Вы ещё можете занять место на курсе и приобрести важную и нужную профессию!
Забронировать место на курсе или задать вопрос менеджеру, можно по ссылке: https://icareer.ru/cources/proforientacia
Вы ещё можете занять место на курсе и приобрести важную и нужную профессию!
Забронировать место на курсе или задать вопрос менеджеру, можно по ссылке: https://icareer.ru/cources/proforientacia