Качественное образование – важная основа для любого специалиста. Но если не начать применять полученные знания на практике, об успешной карьере можно забыть. Начинающий карьерный консультант действительно может столкнуться с определенными сложностями – от неуверенности в своих силах до страха работать за деньги.
О том, как начать вести практику, обзавестись первыми клиентами и научиться себя «продавать», рассказывает выпускник Школы Карьерного Менеджмента Влад Яковлев.
Влад окончил курс «Карьерный консультант (онлайн)» в начале 2023 и, совмещая новую деятельность с работой в найме, к концу года провёл более двухсот часов консультаций. За это время на одном из профильных ресурсов он попал в ТОП-20 лучших исполнителей и ТОП-10 лучших консультантов. В этой статье Влад поделится тем, как это ему удалось.
Моя жена в шутку называет меня «вечный ученик». На самом деле, я очень люблю учиться. Делаю это часто и регулярно. Но предпочитаю не складировать корочки и дипломы в тумбочке, а применять полученные знания. Вот несколько советов, которые помогли мне в начале практики.
Теория важна, но без практики вы обретете только умное выражение лица
Первое, что я сделал после окончания обучения на карьерного консультанта – начал развивать соцсети и зарегистрировался на HRtime и Profi.ru. Да, это требовало вложений, но задача была найти первых клиентов и начать консультировать.
Не оттягивайте момент и куйте железо (начинайте практиковаться) сразу после обучения
Мы можем бояться, ждать лучших времён и откладывать всё это на завтра, но важно понимать, что с каждым днём бояться вы будете всё больше, да и идеального времени можете так и не дождаться.
Не обесценивайте свой труд и потраченное время, а лучше сразу берите деньги за свои услуги
Чтобы набраться опыта и обзавестись клиентами, вы можете начать с бесплатных консультаций – но тогда есть риск надолго увязнуть в этом «болоте». Когда вы увидите ценность в том, что делаете? Лучше обозначить комфортную для вас цену, хотя бы символические 300-500 рублей. Я, например, начинал с 1000 рублей за консультацию, а сейчас час моей работы стоит 10 000.
Собирайте обратную связь и просите отзывы у довольных клиентов
Выполняя свою работу и давая людям результат, мне было важно получать обратную связь. В устной форме ее давали довольно часто, а вот предоставить письменный вариант многим было лень. Но для любого специалиста, который стремится к развитию и самосовершенствованию, отзывы – неотъемлемая составляющая его деятельности. Они улучшают вашу репутацию и доверие клиентов, а также дают возможность узнать об ошибках и, следовательно, улучшить качество предоставляемых услуг.
Я убеждён, что если вы «начинашка», то получить обратную связь, узнать, что клиенту понравилось, а что не понравилось – ваша прямая обязанность. Кстати, написание отзывов помогает и самому клиенту увидеть свою точку «А» и точку «Б» и понять, что без вашей помощи он бы не справился. А это значит, что он будет доволен и благодарен. И есть шанс, что помимо повышения рейтинга и социального доказательства вашей работы, вы ещё получите то самое «сарафанное радио», и вас будут рекомендовать друзьям и знакомым.
Как просить отзывы у клиентов
- Устанавливайте связь. Убедитесь, что клиент остался доволен вашим сотрудничеством. Затем предложите ему оставить отзыв.
- Сделайте процесс простым. Предоставьте клиентам необходимые наводящие вопросы, ответы на которые помогут вам получить «красивый» отзыв. За какой услугой обращались? Что получили на выходе? Остались ли довольны результатом?
- Запросите положительный отклик. Подчеркните важность отзыва для вас и уточните, где именно клиент должен оставить отзыв: на странице в социальных сетях, сайте или платформе, где нашёл вас. Если он ссылается на отсутствие времени, то вы можете предложить составить ему черновик, а он только опубликует.
- Благодарите за отзыв. Не забудьте поблагодарить клиента за потраченное время и положительный отзыв. Это поддержит лояльность и покажет, что вы цените его мнение.
Примеры отзывов на мою работу с Профи.ру
Примеры отзывов на мою работу с HRtime
Что делать с недовольными клиентами?
Конечно, все мы понимаем, что иногда приходится сталкиваться с недовольными клиентами и негативными отзывами. Тут у меня нет личного опыта, но я считаю, что правильная реакция на такие ситуации может сыграть важную роль в сохранении вашей репутации. Ни в коем случае не стоит игнорировать негативные отзывы. Важно связаться с недовольным клиентом и проявить интерес к его проблеме. Нужно дать ему возможность высказаться и поделиться, чем именно он недоволен, а также предложить решение: возможные варианты компенсации и исправления ситуации.
Наша задача как специалистов – не только помогать людям решать их запрос, но и анализировать обратную связь и делать выводы.
Меньше чем за год я поднял свой чек в 10 раз. Работа с каждым новым клиентом приносит мне больше результатов и ещё больше удовольствия. Мне нравится помогать людям. Мне нравится то, чем я занимаюсь. И кстати, это тоже является одной из составляющих успеха человека, осваивающего новую профессию.
«Ваша карьера – предмет вашего собственного творчества и зона вашей ответственности» ©Дэвид Борчард
Автор: Влад Яковлев, карьерный консультант с опытом работы более 25 лет
Социальные сети: Telegram