МЕНЮ
База знаний

Как распознать эмоциональное выгорание и справиться с его причинами

Впервые о феномене эмоционального выгорания в профессии начали говорить, исследуя волонтёров и работников сферы социальной помощи, которые приходили туда работать по призванию, чтобы помогать людям. В самом начале работы они испытывали огромный энтузиазм и эмоциональный подъем от ощущения важности своей деятельности.

Но с течением времени эта работа стала приводить их к эмоциональному истощению и чувству постоянной усталости, даже по утрам. Им казалось, что у них элементарно нет сил встать с кровати. Также отмечались жалобы на здоровье, бессонницу, обострение хронических заболеваний.

Кроме того, при синдроме эмоционального выгорания у сотрудника менялось отношение к людям, с которыми он работал: коллегами, клиентами, партнёрами. Исследуя волонтёров, отметили, что в начале они были внимательны к своим подопечным, испытывали сочувствие и готовность помочь. Но, со временем, их отношение становилось негативным, циничным, отвергающим. Кроме того, у них портились отношения и с коллегами. То есть в целом, они стали работать меньше и достаточно формально подходить к своим должностным обязанностям.

Высокая вовлечённость, отмечаемая в начале пути, больше не наблюдалась.

Волонтёры:
  • демонстрировали сниженную эффективность, причём, они сами были этим не довольны.
  • им не нравился результат их работы,
  • они испытывали неудовлетворённость, чувство вины,
  • у них появлялось ощущение своей слабости и беспомощности и даже никчёмности.

В итоге, они уходили с работы, оставляя данный вид деятельности, считая, что они с ним не справляются.



Ещё не кольцо лет назад, считалось, что этот эмоциональный синдром относится только к людям определенных сфер деятельности и поэтому использовали термин «профессиональное выгорание», применительно к людям помогающих профессий.

Врачи, педагоги, социальные работники, все те, в чьей работе много контактов с людьми. Также в категорию попадали профессионалы, находящиеся в сложных эмоциональных состояниях и жизненных ситуациях.

Но сейчас становится понятно, что этому синдрому подвержены люди многих профессий, не только помогающих. А в 2019 году Всемирная Организация Здравоохранения включила синдром эмоционального выгорания в международную классификацию болезней. По определению ВОЗ, этот синдром - результат хронического стресса на рабочем месте.

Условно факторы такого стресса можно разделить на две группы:


  1. Внутренние факторы, которые относятся к индивидуальным особенностям личности.

Самыми подверженными стрессу и выгоранию считаются обладатели таких черт, как перфекционизм и высокий уровень тревожности. Чаще всего, они проявляют их не только в работе, но и в жизни.

В ситуации, когда перфекционизмом и тревожностью отличается руководитель, то у него возникают сложности с делегированием, что приводит к перегрузкам и следующий шаг — неизбежное выгорание.

Также с реакцией на стресс связано такое качество, как эмоциональная саморегуляция. Когда человек не может контролировать свои эмоции, допускает их излишние бурные  всплески на работе или наоборот подавляет. Все это приводит к нарушению эффективной коммуникации, для которой важны адекватные эмоции, далее могут возникать конфликты, стресс и то самое выгорание.

2.Внешние факторы или особенности условий труда в организации, некой ситуации в компании в целом и на рынке труда.

И, прежде всего, основным давящим фактором здесь является ситуация, когда человек оказался как бы не на своем месте:

  • Когда на работе он не чувствует себя профессионально реализованным.
  • Когда то, чем он занят, его не вдохновляет.
  • Когда человека на работе держит только зарплата и необходимость зарабатывать на жизнь. Остальные же его потребности в самореализации и профессиональном развитии, остаются не удовлетворенными.

К сожалению, это достаточно типичная история.



Перечисленные условия и являются самыми основными и распространенными факторами стресса.

Сюда же, безусловно, мы относим:
  • высокую рабочую нагрузку,
  • нехватку отдыха,
  • недостаток времени на физическое и моральное восстановление,
  • сложности в отношениях с коллегами и руководством,
  • затяжные конфликты,
  • атмосфера враждебности и конкуренции на рабочем месте.

Ещё один немаловажный «внешний» фактор — это недостаточная компенсация за те усилия, которые человек вложил в работу. И речь здесь не только о деньгах. Хотя выше мы говорили, что если человека мотивируют только деньги, то он гораздо быстрее выгорит. 

Однако, здесь мы имеем в виду именно признание заслуг. Нехватка высокой оценки профессионализма, личных качеств, элементарной человеческой благодарности и умения оценить вклад сотрудника - вот факторы риска для выгорания сотрудников компании. Недаром сейчас темы повышения вовлеченности и признания - одни из самых популярных внутри бизнеса.

Если говорить о компании, то профилактика выгорания лежит в зоне ответственности не только самого сотрудника, но и HR-отдела. Задача которого создавать в организации эффективную систему управления персоналом и через неё влиять на то, чтобы сотрудники меньше выгорали.

Ещё одни помощники в вопросах профилактики и борьбы с выгоранием - карьерные консультанты. К нам могут обращаться клиенты с данным синдромом. И задача консультанта помочь определить мотивы, точки уязвимости, организацию, где он будет чувствовать себя реализованным и значимым.

Если же в данной статье вы нашли для себя факторы риска или поняли, что находитесь в ситуации выгорания, рекомендуем вам принять участие в нашем бесплатном терапевтическом марафоне «Антихрупкость: 7 шагов к ресурсной жизни в 2023».


Стартуем уже 23 января.

7 вебинаров = 7 инструментов!

Подробная программа марафона по ссылке: https://icareer.ru/antifragility-2023




Оксана Дебольская, карьерный консультант, психолог, медиатор, мастер NLP и руководитель комитета по развитию Ассоциации карьерных консультантов.

Полезное от ШКМ