Чтобы лучше понять, как карьерное консультирование пересекается с психологией, посмотрим на случай из практики. Вот история одного коуча и его клиента.
Клиент Н — успешный ТОП-менеджер — жалуется на сильные переработки, которые не приводят к желаемым результатам. По словам Н, он каждый день работает на износ и засиживается до ночи, но владелец компании все равно не слишком доволен результатами его подразделения. Клиент хотел бы лучших результатов, но как будто бы работать еще больше уже невозможно.
И вот коуч с клиентом договариваются о встрече в офисе клиента, внимание! — в девять вечера. Когда коуч приезжает, он обнаруживает, что на рабочем месте присутствует не только Н, но и все его подчиненные. Причем заметно, что подчиненные от такой ситуации изнывают: слоняются из кабинета в кабинет, постоянно забегают к секретарю уточнить, не уехал ли шеф, и с облегчением покидают офис сразу вслед за начальством. Шефа это раздражает: «Вовлеченность сотрудников крайне низкая, не успею я выйти за порог», — сетует он.
О работе, хоть и с изрядным раздражением, Н говорит активно, но при первом же вопросе о семье замыкается в оборонительной позиции: «Не понимаю, как это связано». Здесь нашему коучу очень пригождается опыт в психологии: понимая, что случайно попал в болевую точку, коуч не сворачивает семейный вопрос и не пытается его «дожать», а оставляет открытым.
Через несколько дней клиент перезванивает и сам возвращается к разговору о семейных делах. Признает, что дела не очень, но обсудить ситуацию с домашними или отнести ее психотерапевту Н уже долгое время не решается, предпочитая уносить напряжение на работу и задерживаться в офисе как можно дольше.
После этого открытия Н и коуч исследуют, как невротическое напряжение влияет на подчиненных — клиент вынужден признать, что микроклимат в коллективе стал хуже по его вине. Вместо того, чтобы оптимизировать процессы и идти на диалог с начальником, перепуганные подчиненные выбирают формальное присутствие на рабочем месте до глубокой ночи. Таким образом создается иллюзия переработки при реальном падении продуктивности.
И вот коуч с клиентом договариваются о встрече в офисе клиента, внимание! — в девять вечера. Когда коуч приезжает, он обнаруживает, что на рабочем месте присутствует не только Н, но и все его подчиненные. Причем заметно, что подчиненные от такой ситуации изнывают: слоняются из кабинета в кабинет, постоянно забегают к секретарю уточнить, не уехал ли шеф, и с облегчением покидают офис сразу вслед за начальством. Шефа это раздражает: «Вовлеченность сотрудников крайне низкая, не успею я выйти за порог», — сетует он.
О работе, хоть и с изрядным раздражением, Н говорит активно, но при первом же вопросе о семье замыкается в оборонительной позиции: «Не понимаю, как это связано». Здесь нашему коучу очень пригождается опыт в психологии: понимая, что случайно попал в болевую точку, коуч не сворачивает семейный вопрос и не пытается его «дожать», а оставляет открытым.
Через несколько дней клиент перезванивает и сам возвращается к разговору о семейных делах. Признает, что дела не очень, но обсудить ситуацию с домашними или отнести ее психотерапевту Н уже долгое время не решается, предпочитая уносить напряжение на работу и задерживаться в офисе как можно дольше.
После этого открытия Н и коуч исследуют, как невротическое напряжение влияет на подчиненных — клиент вынужден признать, что микроклимат в коллективе стал хуже по его вине. Вместо того, чтобы оптимизировать процессы и идти на диалог с начальником, перепуганные подчиненные выбирают формальное присутствие на рабочем месте до глубокой ночи. Таким образом создается иллюзия переработки при реальном падении продуктивности.
Чем закончилась эта история?
- Клиент понял, что огромное количество ресурса тратил на избегание личных проблем — того ресурса, которого бы хватило и на их решение, и на профессиональную реализацию. Более того, в нездоровые стратегии поведения оказалась втянута вся команда, что обрушило показатели продуктивности.
- Клиент признал необходимость заняться семейным вопросом — может, с помощью семейного психотерапевта, может, с помощью адвоката. Психологическое консультирование находится уже за пределами компетенций коуча, а вот отделение психологических проблем от профессиональных — важный навык хорошего карьерного специалиста, и наш коуч справился с задачей на «отлично».
- Как бы не разрешилась личная история клиента, на работе его дела улучшились: подчиненные из имитации деятельности в неурочное время перешли на продуктивную работу в пределах рабочего дня. Оказалось, нужно не увеличивать количество часов в сутках, а оптимизировать качество работы.
Ситуация могла бы развиться иначе: менее опытный коуч сразу стал бы искать новые способы работы с подчиненными и в итоге усугубил бы ситуацию — хуже нервного начальника только нервный начальник-реформатор.
Если вам тоже нравится, что качество жизни подчиненных этого шефа улучшилось и необходимость оставаться на работе до ночи отпала, а продуктивность при этом выросла — тогда вам обязательно стоит пройти курс Школы Карьерного Менеджмента «Психология для карьерных специалистов». На курсе мы учимся с помощью психологии успешно решать нестандартные карьерные задачи.
Если вам тоже нравится, что качество жизни подчиненных этого шефа улучшилось и необходимость оставаться на работе до ночи отпала, а продуктивность при этом выросла — тогда вам обязательно стоит пройти курс Школы Карьерного Менеджмента «Психология для карьерных специалистов». На курсе мы учимся с помощью психологии успешно решать нестандартные карьерные задачи.
Кстати, на курс «Психология для карьерных специалистов» вы можете получить скидку 10%. Для этого нужно сделать три домашних задания. Это второе задание: расскажите о курсе «Психология для карьерных специалистов» трем своим знакомым.
Мы никак не сможем проверить выполнение этого задания, да и не хотим, потому что верим вам. Просто напишите «Сделано» в форме ниже, когда будете готовы.