МЕНЮ
База знаний

Кейсы выпускников ШКМ: успешная работа профориентатора с подростками

Профориентация подростков — это активизация процесса профессионального самоопределения, включающего несколько важных пунктов:

  • получение знаний о мире профессионального труда;
  • формирование положительного отношения к самому себе;
  • осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
  • расширение границ самовосприятия, раскрытие потребности в самосовершенствовании.
Профориентация — это всегда игра в долгосрочной перспективе. Иногда ее ценность имеет довольно пролонгированный характер. Зачастую, глубина осознается клиентами через время, однако всегда имеет прикладную значимость в данный конкретный момент времени. В этой «игре» всегда есть, как минимум, три участника: подросток, семья и профориентатор. Часто четвертым, скрытым или явным участником является школа.

Какие задачи имеет профориентация подростков:

• помочь в профессиональном самоопределении в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими интересами, способностями и с учетом требований рынка труда;
• сформировать современное представление о рынке труда и вызовах мира;
• познакомить с условиями поступления в вузы и ссузы;
• построение индивидуальной траектории развития для каждого учащегося школы;
• развитие эмоционального интеллекта и мягких навыков softskills (коммуникации, креативное мышление, критическое мышление).
В практической индивидуальной работе запросы к профориентатору можно тематически разделить на 3 категории:
  • семья приходит за профессиональным взглядом и рассчитывает понять правильность предполагаемого выбора подростка или получить его опровержение, подкрепленное экспертными выводами и фактами;
  • бывает так, что при многообразии увлечений, способностей и огромном выборе сложно сузиться в рамках одной сферы и ещё сложнее принять решение о выборе профессии;
  • у ребенка мало осознанности своих интересов, сильных сторон, очень узкие представления о мире профессий, а также особым образом часто затрагивается болезненная тема самооценки и веры в себя.
Для помощи подростку с выбором профессии важно ориентироваться на его ценности, интересы, на развитие «мягких» навыков, на то, как он взаимодействует с окружающими людьми, каковы его способности, мечты.
Диагностический инструментарий, в моём случае по методике Digital Human, — это надежная точка входа в работу. А дальше раскрывается внутренний мир подростка, где важно увидеть точки личностного, социального роста, помочь ему осознать и опереться на них, подсвечивая возможности в каждой из них.
Нередко в работе «краеугольным камнем» выступает тема самооценки и связанной с ней преград и ограничений в выборе. Это ёмкая тема, характерная для подросткового периода в целом. Особенно остро проявляется в ситуациях, когда пока еще нет опыта успеха или места, где подросток чувствует себя принимаемым.
В моей практике есть кейс, когда девушка 15ти лет имела очень сильную установку на успешность в сфере финансов, экономики. Однако, точные науки давались ей непросто, чувствовалось, что это результат большой работы и в этом месте мало интереса. При анализе сфер интересов и ценностей было, кроме прочего, выявлена креативная сфера. Также выяснилось, что её интересы и способности к рисованию в семье, как бы не видны, не замечены, где-то обесценены.
В процессе нашей совместной работы появилось пространство доверия и обозначился диалог между родителем и подростком, где стало возможным услышать друг друга. Была выбрана на рассмотрение профессия дизайнера интерьера, поскольку предполагает развитую креативность в сочетании с математическим подходом.
В результате полученной через определённый период обратной связи, у девушки в смежных сферах обучения появился интерес к литературе, иностранным языкам, что положительно сказалось на общих результатах учёбы. Но, что более важно в долгосрочной перспективе, было принято решение поступать на факультет дизайна, а также пройти подготовку для участия в художественном конкурсе.
Родительский опыт и ожидания имеют большое влияние на выбор детей, дополнительным напряжением может быть установка на обязательный успех, но тут важно «быть настроенным» на ребёнка, учитывать его интересы и способности.

Если говорить о групповой профориентационной работе, по опыту, она может быть эффективна только в пролонгированном и системном подходе, так как, помимо диагностики, требует рассмотрения таких тем:

1. Изменчивость современного мира, новые вызовы, как найти своё призвание.
2. Мои сильные стороны и мои ценности, как они влияют на выбор профессии и построение карьеры.
3. Драйверы мотивации. Как повысить самооценку?
4. Отношение к ошибкам. Ошибки как точки роста.
5. Критическое мышление. Выбор информационных источников
6. Успех и успешность. В чем разница? Что помогает добиваться поставленной цели?
7. Дизайн профессии будущего.
8. Целеполагание. Как ставить цели и достигать их.
Работа строится в различных групповых форматах: в парах, мини-группах, группой в целом для рассмотрения вопросов и возможности услышать обратную связь под руководством профориентатора. Такая работа эффективна в условиях сформированного доверия и заинтересованности подростковой группы. Проектная деятельность, как часть такой работы, показывает отличный результат.
В моей практике примером такой групповой работы может служить случай, когда в подростковой группе был выявлен интерес в сфере психологии, развитию эмоционального интеллекта и профориентации и невербальной коммуникации. Итогом стали 3 работы учениц 9 и 11 класса по перечисленным темам. В дальнейшем представленные на международных и всероссийских конкурсах, которые позволили ребятам глубже разобраться в теме и определиться с дальнейшим вектором обучения.
Также хочу порекомендовать литературу для подростков:
  • В.Шиманская «33 важных «Почему». Как организовать свою жизнь, разобраться с эмоциями и выстроить отношения с друзьями и родителями»
  • Г.Кауфман, П.Эспеланд , Л.Рафаэль «Ты сильнее, чем ты думаешь. Гид по твоей самооценке»

И для родителей:
  • И.Млодик «Метаморфозы родительской любви».
В качестве вывода хочу сказать следующее:
Профориентация, если метафорически объяснять ее ценность, представляется мне зеркалом. В нём, благодаря компетенциям, знаниям и опыту специалиста, можно взглянуть на себя с разных сторон. Увидеть опоры и смыслы в построении дальнейшей индивидуальной образовательной траектории. Бесконечно вдохновляет то, как загораются глаза у ребят, и как, в своём темпе, они идут именно свою дорогу.
Маринчук Анна, выпускница ШКМ, курс «Профориентатор будущего».
  • Семейный, детский и подростковый психолог, профориентатор, тьютор по развитию эмоционального интеллекта, сооснователь проекта «Ты принят!», направленного на развитие навыков будущего и выбора профессионального пути.
  • Спикер российских и международных образовательных конференций: Ed crunch, Soft Skilks Boom, Знание.
  • 4 года сотрудничаю с частными школами, в данный момент со школами в Тбилиси, провожу групповые и индивидуальные консультации в сфере профориентации и в роли семейного и детского психолога.
Если вы, как и Анна, хотели бы вдохновляться от того, как загораются глаза подростков, делающих уверенные шаги навстречу будущему, приходите на курс «Профориентатор будущего».
Старт 19 потока 5 марта!
Подробности по ссылке: https://icareer.ru/cources/proforientacia
Профориентатор будущего