МЕНЮ
База знаний

Профессия «Учитель»


О востребованности на рынке труда, дефиците педагогических кадров и ценности современной роли молодого учителя


«И действительно, он учил нас всему, что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение. Склоняясь над каждым учеником, он показывал, как нужно держать карандаш, а потом с увлечением объяснял нам непонятные слова». (Ч.Айтматов «Первый учитель»)



Начну я свой рассказ со статистики из официальных источников:
  • На сегодня нехватка преподавателей по стране — около 250 000;
  • Рост заявлений на профессию учителя на 15 % больше, чем в прошлые годы;
  • Спрос соискателей на рынке труда крайне низкий 23 резюме из всего количества педагогов активно ищут работу в школе;
  • Средний возраст преподавателей от 40 лет;
  • Стаж работы в школе опытного педагогического состава 35-40 лет;
  • Стаж работы начинающего специалиста - в среднем 2-3 года.
 
Таким образом, актуальность проблемы нехватки молодых кадров в школах очень высока.



Часть 1. Операция выпускник: невыдуманная история молодого специалиста от прошлого к настоящему


— «Учителя сейчас не нужны!» 

Еще несколько минут я стояла возле закрытых дверей департамента и его «самых главных» служб, с недоумением и растерянностью.⠀

По рукам, державшим диплом, с еще неостывшей печатью и полиграфической краской, пробежал холод. В тот момент было ощущение, что я зря потратила годы на свое обучение.

Это был период 2000-х. О качестве образования можно с уверенностью сказать - оно было на высоте. Без труда, серьезного вовлечения в учебный процесс, без пропусков лекций и семинаров, с обязательным посещением библиотек, написанием рефератов и курсовых, университет закончить было крайне сложно. Получить диплом о высшем образовании удавалось немногим.
 
Например, из 120 поступивших человек, к выпускному из всего потока на нашем курсе осталась ровно половина. Часть отсеялась на сессиях, другие ушли в академ или на заочку. 

Реальность диктовала выпускнице свои условия и, вместо мечты о школе, мне пришлось кардинально поменять планы. Я разбила свою старенькую копилку на отдых в Крыму и открыла торговый бизнес-проект. ⠀
 
После первого самостоятельного опыта в продажах, со всей его нестабильностью и конкуренцией на рынке, мне было важно получить официальную трудовую запись. Поэтому дальнейший путь привел дипломированного педагога на закрытое оборонное предприятие. Меня и еще одну выпускницу факультета иностранных языков, ждали цех типографии номер 34, заводская столовая с худеньким пюре и проходная, выводящая «в люди».

Спустя время, я пробовала себя в новых сферах. Организовала несколько бизнесов, не связанных с преподаванием. Были даже проекты по организации внешнего обучения сотрудников.⠀

На встрече однокурсников я узнала, что кто-то ушел работать в винный магазин (с красным дипломом), кто-то уехал обучать детей за границу, часть – получили второе высшее образование, а некоторые с выпускного сразу в декрет.



Часть 2. Нет дороги молодым


И вот, спустя 20 лет, я озадачилась вопросом, а что сегодня происходит с молодыми педагогическими кадрами на рынке труда? Поменялась ли ситуация к лучшему? И как мы, карьерные консультанты и профориентаторы, можем помочь молодому выпускнику подобного вуза увидеть плюсы профессии и интерес работы в школе?

Я проанализировала этот рынок и получила совсем неутешительную информацию. Педагогу, только что получившему диплом, все также сложно найти работу в школе. Не по причине нехватки мест, а по причине отсутствия опыта и получения невысокой зарплаты. А в некоторых регионах - в связи с сокращением часов на педагогические дисциплины и снижением качества образования.
 ⠀
При разговоре с учителями, которые пришли в школу после вуза, на карьерных консультациях выясняется, что молодые люди, проработав 1-3 года в школе, хотят освоить новые профессии. Чаще всего, они мечтают перейти в айтишную сферу. Учителя химии - на анализ данных, учителя математики/физики - на системного аналитика.

То есть ребята хотят перечеркнуть наличие:
  • научных работ и конференций,
  • собственных методических изданий,
  • опыта участия в научных конференциях,
  • уровня аспиранта и диссертации.
 
Есть еще небольшой процент начинающих преподавателей, которые готовы совмещать работу в школе с другими сферами. Они выбирают ту, что им близка, где они видят для себя интересные задачи и развитие. Например, работу учителя физики, можно отлично совмещать с обязанностями инженера-программиста в команде разработки.
  
В чем же причина? Она проста - нет перспектив для роста молодого специалиста в школе. Учителя не понимают, на какую новую ступень перейти после работы учителем-предметником.⠀
 
Есть только вариант ожидания возможности стать завучем или директором школы в очень долгой временной шкале с учетом пенсионной реформы. При этом, речь не идет о выгорании, усталости и отсутствии мотивации.

Речь о том, что педагоги-выпускники хотят:
  • новых подходов к их карьере в образовательном учреждении,
  • роста зарплат и возможностей принимать участие в решении учебного процесса.



Часть 3. Реальная статистика


Цифры говорят о кадровом голоде. Это видно в диаграмме. Информацию я получила на одном из ведущих работных сайтов hh.

Здесь отражена ситуация по поиску работы в школе с временными рамками "Резюме за период - 1 год". Данные сформированы именно по фильтру «с профильным педагогическим образованием», включая регионы.
 
Всего на сайте размещено 23 резюме с опытом работы от 0 до 6 лет, возраст - до 30-и лет.

Справа на диаграмме представлен диапазон по опыту и процент поиска от общего числа 23 соискателей. Слева в процентах выражается сколько от из этого количества кандидатов ищет работу по каждому предмету (из расчета базовых предметов).

Сюда же входят репетиторы, которые частично поработали в школе, а сейчас ищут или преподают на фрилансе или на площадках онлайн-школ. Кроме этого часть учителей переходят в смежные сферы, СМИ, менеджерскую работу, частные школы, ведут курсы или уроки в сфере дополнительного образования или им приходиться со временем переучиваться и осваивать другие профессии.




Часть 4. Как привлечь выпускника педагогического вуза работать в школе?


Предлагаю свой топ-5 вариантов:

I. Поднять престиж и ценность профессии, а также роль учителя в обществе

До определенного времени, в наших школах профессия учителя всегда считалась перспективной и важной. Учитель относился к тем категориям профессий, за которыми было видно будущее.

Они развивали новое поколение и вносили огромный вклад в процесс формирования интереса к преподаванию у детей с первых лет обучения и до выбора карьерного пути старшеклассниками. Профессия учителя была первой среди многих других специальностей и сфер. После выпуска преподаватели продолжали общаться со своими учениками еще многие годы. А некоторые навсегда оставались хорошими друзьям.

Также дети часто выбирали профессию, чтобы идти по стопам своих родителей. Таким образом, складывались целые учительские династии.

II. Продолжать внедрять в школах систему наставничества, в том числе со студентами, которые проходят учебную практику в образовательном учреждении

Основные задачи наставничества:
  • развитие у работников образовательных организаций интереса к педагогической деятельности, их закрепление на работе в сфере образования в конкретной организации;
  • формирование квалифицированного кадрового состава и его стабилизация;
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в данном коллективе.

Из материалов, представленных в работах школьных педагогических советов, виден значительный успех в этом направлении, в том числе, в работе с персоналом, не имеющим опыта работы в школе.

  1. Лучшие практики в этом ключе:
  2. Диагностика умений и навыков молодого специалиста,
  3. Определение наставника для вновь поступившего в коллектив школы выпускника или начинающего сотрудника в роли учителя,
  4. Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения,
  5. Участие нового сотрудника педагогического коллектива в составлении плана по саморазвитию,
  6. Эффективное использование дидактического материала,
  7. Консультация наставника, участие начинающего педагога в разработке материалов для родителей и помощь в работе с ними,
  8. Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи в проведении учебного процесса в течение учебного года. Самоанализ молодого специалиста,
  9. Создание карьерного плана,
  10. Обеспечение обучения дополнительным навыками сотрудником, назначенного на иную должность в рамках карьерного роста.

III. Улучшать систему мотивации труда

Мероприятия, которые применяются в разработке системы мотивации:
  • Опросы и исследования педагогического состава по основным ценностям профессии и определению карьерных смыслов;
  • Возможность участвовать в саморазвитии и применении научных знаний на практике;
  • Использование дополнительных инструментов для поддержания педагогической деятельности: авторство в журналах, блогах;
  • Работа с карьерными консультантами по составлению плана индивидуального развития, поддержка администрации школы в удержании молодых педагогов;
  • Уменьшение рабочей нагрузки согласно проведенному анализу и опросам;
  • Возможность реализации и совмещения работы в смежных профессиях;
  • Творческая реализация, участие в межшкольных мероприятиях и организация школьных праздников;
  • Разработка системы нематериального стимулирования молодых кадров.

IV. Проводить профориентацию старшеклассников

Какие варианты возможны:
  • Планомерная работа психологов и профориентаторов на повышение интереса к преподаванию и работе в школе: профинформация, просвещение, профессиональная пропаганда, профагитация,
  • Демонстрация положительного опыта и успешной карьеры,
  • Выявление индивидуальных особенностей молодежи к преподавательской деятельности, диагностика личности,
  • Профессиональная консультация, нацеленная на помощь в выборе профессии,
  • Проведение экскурсий в учебные организации на открытые тематические уроки.

V. Расширение мультимедийности в школах

Видеоблоги, профессиональные площадки и сообщества, участие в конференциях, форумах, педагогических слетах, поездках в экспедиции, обмен опытом между странами.

Возможность сотрудничества с российскими вузами, научными институтами и международными объединениями.

Улучшение качества процессов образования путем развития технологий и автоматизации. Оснащение школ современным оборудованием и открытие методических классов.



Часть 5. Очное интервью с педагогом


В своем исследовании я пошла дальше и поговорила о ситуации с завучем одной из региональных школ.

— На сегодня у нас работают 74 учителя, из них 12 молодые педагоги до 5 лет стажа. Двое из них совсем не имеют пед.образования. Это мужчины, которые обучались на лингвистов.

После объединения педагогического и политехнического вузов, в школу стали приходить молодые специалисты, у которых в дипломах нет слова учитель, но есть - физик, математик, географ и т.п. Эти выпускники обучались 4 года, а не 5, как раньше.

Очень долго в педагогику шли по остаточному принципу, если больше никуда не поступили. Уровень таких абитуриентов был очень низкий. Возник дефицит учителей физики, математики, химии. Учителей русского языка не хватает, потому что это огромный объем проверки тетрадей, нужно много читать, знать наизусть.

Сказался и низкий уровень зарплат. В Москве, например, проблема дефицита кадров была решена за счет местных доплат. По России у педагогов очень разные зарплаты за один и тот же труд. Чтобы в регионе получать достойную зарплату, надо работать на 2,5 ставки, что и делают молодые педагоги, работая на износ.

Многовековая история показывает, что профессия учителя одна из самых древних. Несомненно, что она не исчезнет. Потому что только живой человек
может передать прочные знания, используя эмоциональную сферу, вызывая личные переживания и интерес. Делает он это только при личном общении, учитывая индивидуальные особенности разных учеников, их знания и переживания на конкретный момент времени.

Можно обладать отличной памятью и что-то заучить самому, но только знания, построенные на личных эмоциональных переживаниях, остаются на всю жизнь, а триггером выступает учитель.



Мои выводы


В данной статье я рассказала об основных проблемах современной школы.  Их решение, в том числе – привлечение к работе в школе молодых педагогов, требует комплексного совместного подхода всех заинтересованных в этом процессе служб.
Для каждого из нас, школа начинается со слова «учитель». И для родителей, и для детей особенно важно, если в школе с первых дней присутствует атмосфера второго дома и семьи.
Безусловно, будущее у профессии учитель есть. А уважение и престиж любой профессии создается не обществом, а специалистом, который ее представляет. Именно у педагога есть возможность выразить это проявление уважения к своему делу. Так как эта профессия невозможна без любви, интереса и призвания.



Ирина Перевозникова 

  • Директор отдела по управлению персоналом IT департамента "Инженерная компания";
  • Сооснователь первой в России команды по разработке десктопного ПО - "Полатор";
  • Выпускница курсов ШКМ;
  • Карьерный консультант по вопросам призвания в области ИТ и внутрикорпоративной карьеры сотрудников в ИТ-стартапе;
  • Бренд-менеджер продуктового стартапа.
Полезное от ШКМ