Воронка писем по ПОБ

История профориентации: всегда, но никогда как сегодня

Вы на бесплатном мини-курсе «Как стать профориентатором будущего». Сегодня крупными мазками рассказываем историю профессии профориентатора.

Первые упоминания о профориентации можно найти в конце XIX века, когда по итогам промышленной революции и с ростом разнообразия трудовых занятий появилась необходимость четче определять свои навыки, а также возможность выбрать профессию, которая им наиболее соответствует.

В XX веке профориентация стала более научной и систематической. Американский исследователь Фрэнк Парсонс, работавший на рубеже веков, считается основоположником современной профориентации. На стыке социологии и психологии он разработал основанную на знаниях, умениях и способностях систему классификации профессий, которая помогала определить наиболее подходящую специальность. Его программный труд «Выбор профессии» был опубликован в мае 1909 года и описывал успешный опыт консультирования 80 мужчин и женщин.

Интересно, что в то время еще не шло речи о переквалификации — профессия выбирается раз и навсегда, и так будет еще почти столетие.

Середина XX века стала периодом быстрого экономического роста и развития крупных корпораций, что привело к созданию новых профессий и изменению требований к работникам. В это время по всему миру появляется много новых методов и технологий: тесты личности и интересов, карьерные консультации и образовательные программы.

В России идеи профориентации начали развиваться массово с опозданием, в 90-х годах XX века — в период рыночных реформ и экономических изменений. Опирались они, впрочем, на труды 80-х — в это время методолог психологии труда и профориентации Евгений Климов издает цикл статей, посвященных психолого-педагогическим проблемам профессиональной консультации. По сути, Климов оформил и систематизировал принципы карьерного консультирования, но упаковал их в антибуржуазный концепт профориентации.

И вот 10 лет спустя, в 1992 году был принят Закон «Об образовании», в котором определялась задача организации и обеспечения профессиональной ориентации учащихся и студентов. В рамках этого закона с 1997 года начали создаваться центры профориентации: они предоставляли информацию о профессиях, помогали определить интересы и склонности, проводили практические занятия по развитию необходимых навыков.
В настоящее время профориентационные услуги оказываются в различных форматах: от онлайн-тестов и консультаций до комплексных программ с длительным сопровождением и обучением. Но в целом подход объединяют следующие свойства:
  • Усиление акцента на персональные качества и мягкие навыки клиента.
  • Усиление фактора личных ценностей: именно теперь в приоритете не только развитие экономики, но и индекс счастья человека, который впрямую зависит от того, насколько профессиональная деятельность соответствует базовым ценностям.
  • Научный подход: современные методики, такие, как Digital Human®, позволяют подходить к исследованию личности всесторонне и доверить анализ сложных данных алгоритмам.
  • Гибкость: каждый день исчезают старые профессии и появляются новые. Профориентатор должен это учитывать в работе.
Подробно об истории профориентации и еще подробнее о современных ее методах мы рассказываем на курсе-профессии «Профориентатор будущего».
Кстати, вы можете получить скидку 10% на курс-профессию «Профориентатор будущего». Для этого нужно сделать четыре домашних задания. И вот первое задание: в форме ниже напишите несколько строк о том, как вы выбирали свою нынешнюю профессию. А если бы вам пришлось выбирать заново, опираясь на уже полученные знания — как строился бы ваш сегодняшний выбор?

Здесь нет единственно правильного ответа — мы хотим узнать, с каким опытом встречались именно вы. Очень ждем вашего варианта!