На связи Школа Карьерного Менеджмента. Вы получили это письмо, потому что интересуетесь профориентацией взрослых. В течение следующих пары недель мы в письмах и открытых уроках постараемся ответить на все горячие вопросы о профессии профориентатора и его месте в современном мире.
Разберемся в азах: как возник тренд на профориентацию взрослых?
Вдумайтесь: каких-то 30 лет назад сама идея смены профессии во взрослом возрасте не только не казалась привлекательной, но даже считалась карьерным поражением. Человек мог сменить профессию в силу обстоятельств: например, по состоянию здоровья уйти с ответственного производства в сферу услуг или из-за закрытия предприятия вынужденно обратиться к мелкому ремеслу. Оба сценария — скорее истории про печальное стечение обстоятельств, чем про счастливые и сознательные перемены.
Сегодняшний специалист даже не планирует трудиться десятилетия на одном и том же месте, более того, многие допускают, что в течение жизни можно реализовать несколько успешных, но разноплановых карьер.
Вот главные причины такой точки зрения:
Сегодняшний специалист даже не планирует трудиться десятилетия на одном и том же месте, более того, многие допускают, что в течение жизни можно реализовать несколько успешных, но разноплановых карьер.
Вот главные причины такой точки зрения:
Быстро меняющийся рынок труда
Небывалый темп развития технологий, появление новых профессий и исчезновение старых привело к тому, что от специалиста каждые три года требуются новые компетенции. Чтобы оставаться в карьерном потоке, современный профессионал вынужден, как бусины на нитку, нанизывать новые профессии.
Например, человек с квалификацией редактора в течение нескольких лет приобретает скиллы контент-менеджера, SMM-специалиста, интернет-маркетолога и иногда даже дизайнера, просто чтобы не потеряться в диджитализации. Забавно, что порой новые навыки остаются в слепой зоне — увлеченный работой сотрудник сам не замечает, что де факто освоил дополнительную профессию.
Изменение представлений о карьере
Которое логичным образом вырастает из предыдущего пункта. Многие больше не рассматривают карьеру как линейный путь, который начинается после окончания университета и продолжается до пенсии. Растет спрос на горизонтальную, или экспертную карьеру: в этом случае человек развивается не от специалиста к руководителю, а от носителя базовых компетенций — к уникальной экспертизе или к нише на стыке разных экспертиз.
Например, талантливый медик не обязательно стремится стать зав отделением; возможно, они он принесет больше пользы (и заработает больше денег), если будет развиваться как медицинский консультант ИТ-продукта, связанного с дистанционной медицинской помощью.
Расширение образовательных возможностей
С появлением онлайн-образования и смешанных форматов обучения мы получили больше возможностей для изучения новых предметов и приобретения новых навыков. Это открыло двери для профессионального развития и переориентации взрослых.
Например, двадцать лет назад для перехода из образовательного сектора в помогающую профессию — психологию или социальную поддержку — специалисту требовалось заново вернуться на университетскую скамью, и либо несколько лет добирать знания в заочно-вечернем формате, либо поставить работу на паузу и на полтора года снова стать студентом дневного отделения. Сегодня человек с такой потребностью может подобрать аккредитованный онлайн-курс — и перейти в новую профессию с гораздо меньшими усилиями и лишениями.
Важность работы, соответствующей личным ценностям
Это, пожалуй, самая приятная тенденция: для сегодняшних взрослых хорошей зарплаты и крепкого соц пакета недостаточно — они ждут от работы личной реализации и социальной значимости.
Например, человек с прекрасным экономическим бэкграундом может устать от однообразных аудитов и применить свои знания в социальном предпринимательстве, выстроив доходный и полезный бизнес по раздельной утилизации мусора или помощи бездомным животным.
Каждого из этих факторов по отдельности достаточно, чтобы создать карьерную дилемму прекрасному специалисту в 30-35+. А собранные вместе, они легко могут загнать взрослого и зрелого человека в экзистенциальный кризис на тему «кем мне стать, когда я вырасту».
Как раз из такого кризиса помогает выбраться профориентатор взрослых: проанализировав свойства характера, особенности темперамента, ценности и склонности клиента, а также весь его прежний опыт, профориентатор бережно помогает человеку выстроить новый увлекательный карьерный путь. Этому мы учим на курсе «Профориентатор взрослых» в Школе Карьерного Менеджмента.
Небывалый темп развития технологий, появление новых профессий и исчезновение старых привело к тому, что от специалиста каждые три года требуются новые компетенции. Чтобы оставаться в карьерном потоке, современный профессионал вынужден, как бусины на нитку, нанизывать новые профессии.
Например, человек с квалификацией редактора в течение нескольких лет приобретает скиллы контент-менеджера, SMM-специалиста, интернет-маркетолога и иногда даже дизайнера, просто чтобы не потеряться в диджитализации. Забавно, что порой новые навыки остаются в слепой зоне — увлеченный работой сотрудник сам не замечает, что де факто освоил дополнительную профессию.
Изменение представлений о карьере
Которое логичным образом вырастает из предыдущего пункта. Многие больше не рассматривают карьеру как линейный путь, который начинается после окончания университета и продолжается до пенсии. Растет спрос на горизонтальную, или экспертную карьеру: в этом случае человек развивается не от специалиста к руководителю, а от носителя базовых компетенций — к уникальной экспертизе или к нише на стыке разных экспертиз.
Например, талантливый медик не обязательно стремится стать зав отделением; возможно, они он принесет больше пользы (и заработает больше денег), если будет развиваться как медицинский консультант ИТ-продукта, связанного с дистанционной медицинской помощью.
Расширение образовательных возможностей
С появлением онлайн-образования и смешанных форматов обучения мы получили больше возможностей для изучения новых предметов и приобретения новых навыков. Это открыло двери для профессионального развития и переориентации взрослых.
Например, двадцать лет назад для перехода из образовательного сектора в помогающую профессию — психологию или социальную поддержку — специалисту требовалось заново вернуться на университетскую скамью, и либо несколько лет добирать знания в заочно-вечернем формате, либо поставить работу на паузу и на полтора года снова стать студентом дневного отделения. Сегодня человек с такой потребностью может подобрать аккредитованный онлайн-курс — и перейти в новую профессию с гораздо меньшими усилиями и лишениями.
Важность работы, соответствующей личным ценностям
Это, пожалуй, самая приятная тенденция: для сегодняшних взрослых хорошей зарплаты и крепкого соц пакета недостаточно — они ждут от работы личной реализации и социальной значимости.
Например, человек с прекрасным экономическим бэкграундом может устать от однообразных аудитов и применить свои знания в социальном предпринимательстве, выстроив доходный и полезный бизнес по раздельной утилизации мусора или помощи бездомным животным.
Каждого из этих факторов по отдельности достаточно, чтобы создать карьерную дилемму прекрасному специалисту в 30-35+. А собранные вместе, они легко могут загнать взрослого и зрелого человека в экзистенциальный кризис на тему «кем мне стать, когда я вырасту».
Как раз из такого кризиса помогает выбраться профориентатор взрослых: проанализировав свойства характера, особенности темперамента, ценности и склонности клиента, а также весь его прежний опыт, профориентатор бережно помогает человеку выстроить новый увлекательный карьерный путь. Этому мы учим на курсе «Профориентатор взрослых» в Школе Карьерного Менеджмента.
Кстати, на курс «Профориентатор взрослых» вы можете получить скидку 10%. Для этого нужно сделать четыре домашних задания. И вот первое задание: напишите в форме ниже, приходилось ли вам в жизни менять направление карьеры или карьеру целиком, и что к этому привело.
Здесь нет правильного ответа — нам просто важно ваше мнение и видение.