МЕНЮ
База знаний

Будущее формируете вы! Мифы о степени влияния карьерного консультанта на выбор жизненного пути

«Никак не могу остановиться на каком-то одном варианте. Не знаю, куда двигаться дальше. Ощущение, что топчусь на одном месте. Мне нравятся разные направления, непонятно, возможно ли все это совмещать. Стоит ли в мне обратиться к карьерному консультанту, чтобы найти свой жизненный путь, определить свое призвание?»
Так может звучать запрос от клиента. Давайте разберемся вместе, чем реально может помочь карьерный консультант в такой ситуации, а что останется за пределами его компетенций.
Профориентация взрослых — один из самых частых клиентских запросов. Профориентация, на уровне популярных ассоциаций у клиентов — это что-то про выбор совершенно нового направления. Это про начать с чистого листа, собрать себя заново из новых элементов.
И эта ассоциация — ложная. Она же порождает ряд заблуждений о том, что может и чего не может карьерный консультант. О степени его влияния на будущее и выбор клиента.
Например, самые популярные убеждения клиентов с запросом на выбор профессии:
  1. Карьерный консультант может сказать мне, чего я на самом деле хочу, если я не знаю или не могу сформулировать сам(а).
  2. Карьерный консультант сможет найти такую работу, которая мне понравится. Увидит такой вариант, который я сейчас не вижу, но именно он для меня идеально подходит. Просто его нужно найти.
  3. Карьерный консультант может предсказать, что мне подходит на основе резюме, данных о рынке труда или тестов.
  4. Карьерный консультант лучше знает, что делать с таким опытом, как у меня. Просто нужно найти консультанта из той же индустрии и он все поймет.
Все дело в специфике работы со взрослыми. Профориентация подростков — это работа с чистым листом, на котором только проступают контуры личных качеств, навыков, убеждений, желаний. Профориентатор помогает сделать эти очертания ярче, подсказывает, как найти для них потенциальное применение на рынке труда. Восполняет недостающую информацию.
Профориентация взрослых — это работа с уже сформированным человеком, который, в любом случае, имеет жизненный опыт, сложившиеся убеждения, навыки, карьерную историю и разнообразные ожидания от себя, как собственные, так и чужие. Часто клиент находится в жизненной ситуации, когда этот комплекс превращается в спутанный клубок из противоречий. В этот момент он ищет внешней помощи.
В таком случае обращение к карьерному консультанту — логичный шаг, чтобы распутать клубок и продвинуться на новый уровень быстрее, эффективнее, с меньшим количеством потерь и стресса. Усилить свои результаты, полностью оценив и раскрыв свой потенциал.
Карьерный консультант может:

  1. Провести аудит текущей ситуации. Помочь актуализировать карьерные цели, используя инструменты из консалтинга, коучинга или психологического консультирования;
  2. Предложить варианты карьерных треков, которые помогут воплотить эти цели в реальность;
  3. Оценить ваш опыт и навыки относительно новой цели;
  4. Помочь с пересборкой опыта под требования новой позиции: что стоит сохранить, что исключить, а чему еще предстоит научиться;
  5. Объяснить, как поэтапно прийти к новой позиции, шаг за шагом достигая прогресса, без сильной потери в качестве жизни и травматичных обрывов в карьерной истории;
  6. Поддержать клиента на пути к новой цели. Подсветить текущие результаты, освежить план и дополнить его новыми инструментами. Указать альтернативные пути.
Многие карьерные специалисты смогут проконсультировать клиента по особенностям поиска работы в конкретной отрасли, помочь с выбором образовательных организаций, составлением резюме, подготовкой к интервью и тд.
Карьерный консультант не может:

  1. Понять особенности личности клиента, оценить его опыт и навыки, разработать гипотезы по карьерным трекам по одному сообщению, взгляду на резюме или короткой личной встрече. Как правило, это комплексная работа, результат которой складывается из нескольких встреч и работы между ними. Количество встреч зависит от технологии и методики, которые использует конкретный консультант;
  2. Войти за клиента в контакт с его желаниями, чтобы вернуть или создать ему связь с самим собой. Для этого может понадобиться работа с психологом;
  3. Принять за клиента решение о том, какой из карьерных сценариев подходит для него лучше всего. Избавиться от страха ответственности за принятые решения также помогает работа с психологом. В случае, если за этим нет какой-то травмирующей ситуации, то консультант может научить клиента навыку «выбирать»;
  4. Изобрести вариант карьерного трека, которого не существует в рынке, чтобы «удивить, восхитить» клиента. Обычно мы начинаем брейншторм с базовых вариантов, на основе которых собираем треки, адаптированные под задачи клиента с учетом его сильных сторон. Но есть два НО. Это всегда совместная работа, потому что никто лучше клиента не знает его желаний и особенностей опыта. И получившиеся варианты всегда опираются на существующий рынок.
  5. Здесь может возникать эффект: «Я и сам уже думал про это раньше. Вы не предложили мне ничего нового». Отлично, значит вы двигались в правильном направлении. Это подтверждает гипотезу. Теперь нужно доработать эту идею и дать ей жизнь.
  6. Знать лучше, что подходит клиенту. Никто не знает человека лучше, чем он сам. Правильные вопросы могут помочь сформулировать свою концепцию «Я». Но не создадут личность клиента с нуля, не добавят в нее новые качества и свойства. Но могут помочь осознать себя и принять таким, какой я есть вместе со своими сильными и слабыми сторонами.
Карьерный консультант или профориентатор взрослых влияет на будущее клиента, помогая выбрать карьерную цель и прийти к ней максимально эффективными способами. Но никогда не делает выбор за клиента, чтобы не обрезать своим шаблоном мышления его потенциал.
С мифами о карьерном консультировании разбиралась Анна Гагарина. Сертифицированный карьерный консультант и создатель проекта JobMentor. Преподаватель Школы карьерного менеджмента. 700+ часов индивидуальной работы. Продукт о выборе профессии — флагман в продуктовой линейке.
Профориентатор взрослых