МЕНЮ
Воронка для курса Психология для КК

Зачем карьерному специалисту разбираться в психологии?

Итак, вы карьерный специалист — консультант, HR, коуч, профориентатор. Когда и зачем вам могут понадобиться знания в психологии? И насколько глубокими они должны быть?
Работа с запросами

— Сорок два! — взвизгнул Лунккуоол. — И это всё, что ты можешь сказать после семи с половиной миллионов лет работы?


— Я всё очень тщательно проверил, — сказал компьютер, — и со всей определённостью заявляю, что это и есть ответ. Мне кажется, если уж быть с вами абсолютно честным, то всё дело в том, что вы сами не знали, в чём вопрос.


— Но это же великий вопрос! Окончательный вопрос жизни, Вселенной и всего такого! — почти завыл Лунккуоол.


— Да, — сказал компьютер голосом страдальца, просвещающего круглого дурака. — И что же это за вопрос?


Дуглас Адамс, «Автостопом по Галактике»

Хороший специалист помогающей профессии всегда найдет, как помочь клиенту. Но действительно великолепный специалист сначала поможет клиенту сформулировать, в чем именно ему требуется помощь. Как мы видим из знаменитой цитаты выше, правильно заданный вопрос — обязательная составляющая успеха.

Знания по психологии помогают карьерному специалисту разобраться в ожиданиях клиента:

  1. отделить цели от фантазий (это когда мы разделяем «управлять предприятием» и «идти в дорогом костюме и чтобы все со мной здоровались»);
  2. отделить свои желания от наносных (когда папа видит тебя руководителем, а сам ты мечтаешь быть разработчиком, которого никто не трогает, но боишься признаться в этом не только папе, но даже себе);
  3. отделить вызовы от страхов (как ни странно, одна и та же работа при мотивации «не пропустить ипотечный платеж» и «найти эффективное решение на производстве» делается по-разному).

В итоге запрос клиента после первой встречи с таким специалистом зачастую корректируется или даже меняется радикально. Но уровень удовлетворенности клиента при этом обязательно вырастет.

Работа с барьерами

Самый дурацкий, но при этом один из самых частых запросов клиента к карьерному специалисту звучит примерно так: «Я понимаю, что мне нужно делать, чтобы расти в карьере, но у меня не получается». Кажется, здесь достаточно рассказать клиенту то, чего он не знает, и дело в шляпе. Но кейс сложнее, чем кажется.

Господин или госпожа «Все знаю, а сделать не могу» — самые трудные пассажиры, потому что они не только сами себе мешают продвигаться по карьерной лестнице, но еще и максимально закамуфлировали от самих себя, почему это происходит. Задача карьерного специалиста — выявить истинный барьер, обеспечить безопасную зону для того, чтобы клиент этот барьер признал, и найти вместе с клиентом способы его преодоления.

Только очень подкованный в психологии карьерный специалист сможет раскопать, что клиент А избегает руководящих позиций, потому что с детства считается никудышным старшим братом и боится повторения этого паттерна в работе, а клиентка Б меняет компании раз в год, потому что переносит на рабочие отношения соперничество, не проработанное в родительской семье.

Нет, карьерный специалист не должен и не будет лечить детские травмы А и Б. Но он сумеет разделить в сознании клиентов личные страхи и профессиональную деятельность, а это уже огромный рывок успеху. И, конечно, при случае карьерный специалист сунет такому клиенту визитку знакомого психотерапевта.

Индивидуальный подход

Любой помогающий практик знает и видит, насколько люди разные, и старается найти решение для каждого клиента в соответствии с особенностями его личности. Карьерные консультанты — не исключение: хороший карьерный специалист выявляет особенности нового клиента уже почти интуитивно. Конечно, помогает и богатый арсенал тестов по профориентации.

Но профориентационного типирования и общей насмотренности не достаточно: важно хотя бы на базовом уровне разбираться в том, как устроена психика человека.

Например, у нас есть Алексей и Эдуард, оба по профилю — идеальные кандидаты в издательский бизнес, но Алексей циклоид, а Эдуард — шизоид. Что это значит для карьерного консультанта?

Алексей будет писать блестящие анонсы и презентации, отлично общаться с авторами, но регулярно проваливать сроки сдачи рукописей и иногда допускать досадные ошибки — потому что вот такой у него неоднородный темп работы. Эдуард будет самым беспощадным и въедливым редактором, но провалит контакт с автором, потому что не захочет договариваться. Понимая эти особенности, карьерный консультант не просто порекомендует Алексею и Эдуарду издательскую работу, а уточнит, что первому стоит взять на себя контакты с писателями, а второму — возглавить редактуру. Через год в издательстве «Алексей и Эдуард» выйдет книга «Психология для карьерных консультантов» с благодарностью нашему специалисту.

А пока такую книгу еще не выпустили, освоить все необходимые психологические навыки карьерные специалисты могут на новом курсе Школы Карьерного Менеджмента.
Кстати, на курс «Психология для карьерных специалистов» вы можете получить скидку 10%. Для этого нужно сделать три домашних задания. И вот первое задание: напишите в форме ниже еще одну (можно больше) причину, почему карьерному консультанту нужно владеть психологическими знаниями.

Здесь нет единственно правильного ответа — мы хотим узнать, что побуждает интересоваться психологией именно вас. Очень ждем вашего варианта!