Мы продолжаем исследование профессии «Карьерный консультант». Мы уже обсудили спрос на профессию, необходимые личные свойства консультанта и популярные запросы от клиентов. Осталось разобраться, как консультанту выстраивать свою работу — чтобы было и продуктивно, и денежно. Сегодня говорим о форматах карьерного консультирования.
Самый популярный формат — личная консультация
Это общение консультанта с клиентом один на один, во время которого обсуждаются карьерные цели клиента, препятствия на пути к ним и стратегии достижения успеха. Такая встреча обычно включает анализ резюме, подготовку к собеседованиям, разработку карьерного плана и т.д.
Как правило, для калибровки планов и выхода на заданный курс клиенту достаточно трех-пяти консультаций, при этом консультант тратит гораздо больше времени, чем клиент, так как перед встречей исследует карьерный опыт клиента, его профессиональную нишу и рынок. То есть личные консультации — эффективный формат для клиента; но не самый денежный, с учетом времени на подготовку, для самого консультанта.
Как правило, для калибровки планов и выхода на заданный курс клиенту достаточно трех-пяти консультаций, при этом консультант тратит гораздо больше времени, чем клиент, так как перед встречей исследует карьерный опыт клиента, его профессиональную нишу и рынок. То есть личные консультации — эффективный формат для клиента; но не самый денежный, с учетом времени на подготовку, для самого консультанта.
Какие есть лайфхаки:
- Консультации можно проводить онлайн. Это как минимум экономит время на дорогу и деньги на аренду офиса, а эффективность онлайн-встреч по вопросам карьеры не ниже, чем личных.
- Есть смысл работать с клиентами в одной сфере — тогда ваша компетентность в ней от клиента к клиенту будет расти, а время на подготовку к каждой встрече — снижаться. Если вы начнете работать, например, с ИТ-сектором — через полгода вы сможете стать опытным топовым консультантом для программистов и тестировщиков.
- Повышать стоимость часа. Как только у вас не хватает в календаре мест для записи новых клиентов — знайте, пришла пора повышать ставку в час.
«Инвестиционный» формат — обучающие программы
Накопив достаточно опыта в личном консультировании, специалист по карьере может систематизировать и упаковать его в обучающие курсы или вебинары. Например, это может быть курс по написанию резюме, техникам поиска работы, развитию лидерских навыков и т.д.
Недостатком такого формата остается отсутствие индивидуальности для клиента, но важное его преимущество — возможность делиться карьерным опытом с неограниченным количеством людей одновременно.
Недостатком такого формата остается отсутствие индивидуальности для клиента, но важное его преимущество — возможность делиться карьерным опытом с неограниченным количеством людей одновременно.
Какие есть лайфхаки:
- Развивайте личный бренд. Чем популярнее вы не только как специалист, но и как персона — тем охотнее будут покупать именно ваш продукт. Поэтому без инвестиций в соцсети, участия в конференциях и готовности давать интервью — ну никак.
- Вложитесь в методологию, продакшен и маркетинг. Экспертиза, которую легко увидеть в личном общении, может «размазаться» при некачественном видео или плохом монтаже, а переформулировать или уточнить уже не получится.
- Дайте студентам возможность обратиться при потребности и за личной консультацией тоже — конечно, за отдельный чек.
Пролонгированный формат — сопровождение и поддержка
Консультант также может предлагать сопровождение клиента на протяжении определенного периода времени, помогая ему в решении текущих вопросов и проблем, возникающих в процессе карьерного развития. Этот формат предполагает не только поддержку при поиске работы, но и помощь при прохождении испытательного срока, советы по преодолению трудностей на рабочем месте и т.д. В расширенном варианте формат также предполагает обучение — карьерный советник делится с клиентами инструментами по освоению тех или иных навыков и следит за прогрессом.
Недостаток такого формата — необходимость «держать границы» и не превратиться в круглосуточную жилетку для особо тревожных клиентов.
Недостаток такого формата — необходимость «держать границы» и не превратиться в круглосуточную жилетку для особо тревожных клиентов.
Какие есть лайфхаки:
- Обозначьте границы максимально четко: договоритесь о конкретных слотах времени, когда вы доступны для клиента, и о контуре тем, которые вы будете обсуждать: как говорить с коллегой о проекте — да, насколько коллега симпатичен для приглашения на свидание — нет.
- Спланируйте дорожную карту сопровождения и регулярно отмечайте достигнутые результаты.
Какой из форматов выбрать? Наш совет — попробовать все и дальше сочетать их в той комбинации, которая наиболее комфортна лично для вас. Знаете, в чем главный секрет успешного карьерного консультанта? — Ему очень нравится его работа. Поэтому стройте работу так, чтобы она вам приносила максимум позитивных эмоций.
На курсе-профессии «Карьерный консультант» от Школы Карьерного Менеджмента вы научитесь не только великолепно помогать людям с их карьерой, но и организовывать свою работу так, чтобы она приносила удовольствие.
На курсе-профессии «Карьерный консультант» от Школы Карьерного Менеджмента вы научитесь не только великолепно помогать людям с их карьерой, но и организовывать свою работу так, чтобы она приносила удовольствие.
Кстати, на курс «Карьерный консультант» вы можете получить скидку 20%. Для этого нужно сделать четыре домашних задания. И вот четвертое задание: поделитесь, какой формат работы из описанных выше вам кажется самым интересным, и поясните, почему. Правильного ответа опять нет — это задание на самоузнавание. Ответ напишите в форме обратной связи.