Портрет карьерного консультанта  Консультирование как вид деятельности не имеет определенного научного статуса и скорее развивается как услуга на рынке, нежели как научное знание. В своей работе консультанты чаще исходят не из теории, а из практики, ориентируясь на потребности клиента и общую конъюнктуру рынка. 
 Карьерное консультирование в России - новое и мало изученное направление работы. Профессиональное сообщество только зарождается. Для того, чтобы этот вид деятельности развивался, необходимо много различных условий, в том числе – важно консолидировать знания и обобщать практический опыт действующих карьерных консультантов.   
Летом этого года, с помощью социальных сетей и профессиональных сообществ был проведен опрос карьерных консультантов, работающих по профессии более 3 лет.  Целью опроса было изучение карьерного консультирования как вида деятельности и требуемых компетенций. Своим опытом поделились 26 экспертов. На основании их мнения был составлен портрет карьерного консультанта. 
 Полученные результаты будут интересны начинающим специалистам – тем, кто изучает карьерный менеджмент и делает первые шаги в профессии, и тем, кто только присматривается к этому виду деятельности.  
Самые популярные запросы, с которыми обращаются клиенты:    -  Как сменить профессию/перейти в другую отрасль? 
   -  Как найти работу? Трудности с поиском. 
   -  Как написать резюме, пройти собеседование и пр. 
   
 В процессе консультирования по вопросам карьеры чаще всего консультантам приходится решать следующие задачи:   -  Оценивать профессиональные и личностно-деловые качества клиента 
   -  Готовить клиента к интервью и сложным разговорам с начальством 
   
 Обратите внимание: популярные запросы клиентов не соответствуют тому, что чаще всего приходится делать консультанту. Это свидетельствует о том, что значительная часть работы консультанта связана с выявлением скрытых потребностей формированием реального запроса. Данная компетенция требует навыков психологической работы.  
Групповые формы работы:  Около 60% участников проводят корпоративные тренинги по развитию карьеры и оценке потенциала сотрудников. Около 45% участников проводят открытые тренинги по трудоустройству, развитию карьеры, лекции и выступления о рынке труда, профориентационные мероприятия для школьников и студентов. Остальные участники опроса вообще не проводят групповые формы консультирования.  
 Основными областями знаний, которые участники считают наиболее значимыми для работы карьерным консультантом являются:  
 -  Управление персоналом ((HR) 
   -  Психология и педагогика 
   -  Управление предприятием (консалтинг, собственный бизнес, руководящие позиции) 
   
 Ключевыми компетенциями карьерного консультанта являются:   -  Вовлеченность (любовь к людям и профессии) 
   -  Эмпатия, управление эмоциями 
   -  Системность и анализ 
   -  Ориентация на результат 
   -  Обучаемость 
   
 Консультант должен знать:   -  Структуру проведения консультационной сессии 
   -  Структуру рынка труда и его основные тренды 
   -  Общие принципы работы компаний разного масштаба 
   -  Базовые знания по всем HR-направлениям (рекрутинг, оценка, обучение, построение кадрового резерва и пр.) 
   -  Особенности работы в разных отраслях экономики (хотя бы в нескольких) 
   -  Основы ведения предпринимательской деятельности 
   
 Консультант должен уметь:   -  Презентовать себя и рекламировать свои услуги (интересно писать, выступать на мероприятиях, организовывать продажи и пр.) 
   -  Снимать запрос, фиксировать договоренности и заключать контракт 
   -  Применять развивающий (коучинговый) стиль общения 
   -  Слушать клиента и резюмировать его основные мысли 
   -  Оценивать личностно-деловые качества клиента 
   -  Давать клиенту обратную связь 
   -  Понятно излагать свои мысли в устной и письменной форме 
   
  -  Оказывать клиенту психологическую поддержку 
 
На нашем 
онлайн-курсе мы подробно разбираем каждый из этих запросов. 
Приведем  несколько  цитат  из  опроса.  Карьерный консультант должен обладать следующими компетенциями:  «Их очень  много. Как  минимум - быть  адекватным и эрудированным  человеком. Как  максимум - уметь  слышать и слушать, обладать высоким  уровнем  эмпатии, иметь  базовые  компетенции  специалистов  по  управлению  персоналом»  «Этика  взаимоотношений с клиентом. Умение  заключать  ясный и прозрачный  контракт с клиентом, с обозначенным  результатом.  Структура  сессии  карьерного  консультирования.  Маркетинг и продажи  услуг…»   «Личностная  зрелость (как  качество). Консультирование (как  навык).  Ориентация  на  рынке  труда (как  совокупность  знание-опыт = навык)»  «Умением  слышать  клиента; видить  многообразие  вариантов  развития; правильной  оценкой  рабочих  качеств  клиента. Работать в недерективном  подходе, сочетая  его с развивающим»   «Проактивно  мыслить. Любить  людей. Жить  профессией»  «Своей  успешной  карьерой. Знанием  устройства  корпораций  изнутри.  Опытом  проведения  собеседований и отбора.  Опытом  управления  людьми»  Рекомендую начинающим карьерным консультантам:  «Постоянно  учиться, постоянно  мониторить  рынок»  «Приобрести  корпоративный  опыт»  «Учиться  тому, что  можно  применить в своей  работе  уже в течение  первого  месяца»  «Не  воспринимать  себя  звездой, которая  вешит  судьбы!»  «Ищите  лучшее в каждом. Талантлив  любой  человек.  Надо  только  помочь  ему  распознать  свой  успех»  «Научиться  выделять  не  свои  запросы и отдавать  их  компетентным  коллегам. Само  обучение  этому  навыку  имеет  развивающий  характер»  «Понимать  взаимосвязи  бизнес-процессов в компании»   «Построить  собственный  личный  бренд»   «Нарабатывать  больше  опыта и быстро  его  анализировать,  самостоятельно и с супервизором - залог  быстрого  роста в профессии»  Автор статьи: 
Оксана Дебольская - карьерный консультант, психолог. 10+ лет в HR (обучение и развитие персонала). HR BP российского отделения XPO Logistics (входит в число 200 лучших компаний мира в списке Fortune 500). Руководитель комитета по развитию Ассоциации карьерных консультантов. Медиатор, мастер NLP. Преподаватель Школы Карьерного Менеджмента - приходите учиться к нам на 
онлайн-курс или на 
очную программу!