Портрет карьерного консультанта Консультирование как вид деятельности не имеет определенного научного статуса и скорее развивается как услуга на рынке, нежели как научное знание. В своей работе консультанты чаще исходят не из теории, а из практики, ориентируясь на потребности клиента и общую конъюнктуру рынка.
Карьерное консультирование в России - новое и мало изученное направление работы. Профессиональное сообщество только зарождается. Для того, чтобы этот вид деятельности развивался, необходимо много различных условий, в том числе – важно консолидировать знания и обобщать практический опыт действующих карьерных консультантов.
Летом этого года, с помощью социальных сетей и профессиональных сообществ был проведен опрос карьерных консультантов, работающих по профессии более 3 лет. Целью опроса было изучение карьерного консультирования как вида деятельности и требуемых компетенций. Своим опытом поделились 26 экспертов. На основании их мнения был составлен портрет карьерного консультанта.
Полученные результаты будут интересны начинающим специалистам – тем, кто изучает карьерный менеджмент и делает первые шаги в профессии, и тем, кто только присматривается к этому виду деятельности.
Самые популярные запросы, с которыми обращаются клиенты: - Как сменить профессию/перейти в другую отрасль?
- Как найти работу? Трудности с поиском.
- Как написать резюме, пройти собеседование и пр.
В процессе консультирования по вопросам карьеры чаще всего консультантам приходится решать следующие задачи: - Оценивать профессиональные и личностно-деловые качества клиента
- Готовить клиента к интервью и сложным разговорам с начальством
Обратите внимание: популярные запросы клиентов не соответствуют тому, что чаще всего приходится делать консультанту. Это свидетельствует о том, что значительная часть работы консультанта связана с выявлением скрытых потребностей формированием реального запроса. Данная компетенция требует навыков психологической работы.
Групповые формы работы: Около 60% участников проводят корпоративные тренинги по развитию карьеры и оценке потенциала сотрудников. Около 45% участников проводят открытые тренинги по трудоустройству, развитию карьеры, лекции и выступления о рынке труда, профориентационные мероприятия для школьников и студентов. Остальные участники опроса вообще не проводят групповые формы консультирования.
Основными областями знаний, которые участники считают наиболее значимыми для работы карьерным консультантом являются:
- Управление персоналом ((HR)
- Психология и педагогика
- Управление предприятием (консалтинг, собственный бизнес, руководящие позиции)
Ключевыми компетенциями карьерного консультанта являются: - Вовлеченность (любовь к людям и профессии)
- Эмпатия, управление эмоциями
- Системность и анализ
- Ориентация на результат
- Обучаемость
Консультант должен знать: - Структуру проведения консультационной сессии
- Структуру рынка труда и его основные тренды
- Общие принципы работы компаний разного масштаба
- Базовые знания по всем HR-направлениям (рекрутинг, оценка, обучение, построение кадрового резерва и пр.)
- Особенности работы в разных отраслях экономики (хотя бы в нескольких)
- Основы ведения предпринимательской деятельности
Консультант должен уметь: - Презентовать себя и рекламировать свои услуги (интересно писать, выступать на мероприятиях, организовывать продажи и пр.)
- Снимать запрос, фиксировать договоренности и заключать контракт
- Применять развивающий (коучинговый) стиль общения
- Слушать клиента и резюмировать его основные мысли
- Оценивать личностно-деловые качества клиента
- Давать клиенту обратную связь
- Понятно излагать свои мысли в устной и письменной форме
- Оказывать клиенту психологическую поддержку
На нашем
онлайн-курсе мы подробно разбираем каждый из этих запросов.
Приведем несколько цитат из опроса. Карьерный консультант должен обладать следующими компетенциями: «Их очень много. Как минимум - быть адекватным и эрудированным человеком. Как максимум - уметь слышать и слушать, обладать высоким уровнем эмпатии, иметь базовые компетенции специалистов по управлению персоналом» «Этика взаимоотношений с клиентом. Умение заключать ясный и прозрачный контракт с клиентом, с обозначенным результатом. Структура сессии карьерного консультирования. Маркетинг и продажи услуг…» «Личностная зрелость (как качество). Консультирование (как навык). Ориентация на рынке труда (как совокупность знание-опыт = навык)» «Умением слышать клиента; видить многообразие вариантов развития; правильной оценкой рабочих качеств клиента. Работать в недерективном подходе, сочетая его с развивающим» «Проактивно мыслить. Любить людей. Жить профессией» «Своей успешной карьерой. Знанием устройства корпораций изнутри. Опытом проведения собеседований и отбора. Опытом управления людьми» Рекомендую начинающим карьерным консультантам: «Постоянно учиться, постоянно мониторить рынок» «Приобрести корпоративный опыт» «Учиться тому, что можно применить в своей работе уже в течение первого месяца» «Не воспринимать себя звездой, которая вешит судьбы!» «Ищите лучшее в каждом. Талантлив любой человек. Надо только помочь ему распознать свой успех» «Научиться выделять не свои запросы и отдавать их компетентным коллегам. Само обучение этому навыку имеет развивающий характер» «Понимать взаимосвязи бизнес-процессов в компании» «Построить собственный личный бренд» «Нарабатывать больше опыта и быстро его анализировать, самостоятельно и с супервизором - залог быстрого роста в профессии» Автор статьи:
Оксана Дебольская - карьерный консультант, психолог. 10+ лет в HR (обучение и развитие персонала). HR BP российского отделения XPO Logistics (входит в число 200 лучших компаний мира в списке Fortune 500). Руководитель комитета по развитию Ассоциации карьерных консультантов. Медиатор, мастер NLP. Преподаватель Школы Карьерного Менеджмента - приходите учиться к нам на
онлайн-курс или на
очную программу!