Я пришел в HR неосознанно. Когда я уволился из вооруженных сил, я некоторое время работал в школе бизнеса в МГИМО. Тогда это была, наверное, одна из первых школ бизнеса. Так получилось, что мне дали грант, стипендию, и я уехал учиться за границу на MBA — специализация «Международный бизнес».
После учебы я вернулся в Россию. Было достаточно смутное время с точки зрения перспектив работы. 1991-92 год, наверное, самая разруха. Я приехал, посмотрел объявления в газетах, постоял в очереди на интервью, которое устраивала компания Procter&Gamble, прошел собеседование в компанию Coca-Cola Refreshments Moscow — и вот в Coca-Cola дело пошло быстрее. Их первый генеральный директор в России, Крейг Кохан, посмотрел мое резюме, отметил, что я служил в армии, преподавал английский и индонезийский языки на военной кафедре в МГИМО, учился на MBA. Он сказал: «Мне кажется, что ты больше по своему опыту сможешь работать с персоналом. Ты больше тяготеешь к позиции HR, она у нас открытая».
После этого разговора я прошел еще очень много интервью — 12 или 14, я сейчас уже не помню. Вот так я попал на первую позицию в HR.
Если бы я не был HR, то, наверное, я бы стал коммерсантом — тогда все становились ими. И такое предложение я получил от серьезной международной компании, в 1993 году, я уже год проработал в HR к тому времени. Мне предложили возглавить один из регионов в России.
Но я тогда решил, что мне нравится моя компания, генеральный директор, мне было комфортно работать. У нас был очень высокий уровень энтузиазма, заряженности на успех, запал. Coca-Cola открывала для нас безграничные возможности, расширяла свой бизнес в России, мы строили первый завод. Мы гордились работой в этой компании, одевались в брендовую одежду и употребляли только свою продукцию. Как сказали бы сейчас, у нас был максимальный уровень вовлеченности.