Есть несколько мною выработанных правил:
- Никогда не торопитесь с выводами. Метапрограмма имеет 2 полюсных проявления. Ведущее проявление может быть не стабильным и при высоком уровне стресса может усиливаться как в сторону того же полюса, так и меняться на противоположный. Всегда необходимо перепроверять.
- Уточняйте максимум значимых деталей для клиента.
- Слушайте собеседника. Лингвистический анализ играет не последнюю роль в определении ведущих метапрограмм.
- Важно построить доверительные отношения с клиентом, чтобы он перестал выдавать социально желаемые ответы, а начал говорить о себе честно.
- Если сомневаетесь, честно скажите об этом клиенту.
Переспросите, правильно ли вы поняли, что в определенной ситуации его реакция будет такой-то (опишите подробно ситуацию и прогнозную реакцию клиента). Это даст вам понимание о своих выводах и даст ощущение клиенту, что ему действительно желают помочь, пытаются разобраться в его ситуации.
Если в беседе не удалось сделать выводы, дайте тест или задайте контрольные вопросы, объяснив, зачем вы это делаете и что хотите понять.
Существует большое количество разнообразных тестов для определения метапрограммы, от проективных методик до численных опросников. Давать рекомендации по использованию не буду, так как в зависимости от вашего собственного стиля консультирования и личности консультируемого, подход может меняться.