Блог

Метапрограммы в карьерном консультировании

31.10.2017
HR-эксперт и HRD более 18 лет. Бизнес-консультант, бизнес-коуч, эксперт в wellbeing
Метапрограммы — это бессознательные фильтры, благодаря которым мы все по-разному воспринимаем действительность.

Вспомните, наверняка у каждого была такая ситуация, когда случилось какое-то яркое для вас событие, вы пережили яркую эмоцию, которая мотивирует вас к действию, вы обращаетесь с этим к очевидцу, а он считает, что это событие мотивирует не действовать, а затаиться и подождать дальнейшего развития событий. Это и есть те привычные фильтры, которые мы применяем ко всему, что видим, слышим и как действуем. Они предварительно отбирают и сортируют информацию, которая будет представлена сознанию в соответствующем удобном виде, и формируют наши привычные реакции.

В разных источниках насчитывают от 7 до 40 типов таких программ, но обычно используют не более 8−10. Их достаточно для понимания тех стандартных проявлений человека, чтобы примерно спрогнозировать его поведение.
Метопрограммы — бессознательные паттерны мышления человека, определение которые помогает лучше узнать свои сильные и слабые стороны, подобрать подходящий вид деятельности.

Типы метапрограмм

1. Тип референции (внешняя-внутренняя). На чье мнение человек обычно ориентируется, принимая решения, — на свое или окружающих.

2. Активность — Рефлексивность. Человек сначала думает, а потом действует? Или наоборот? Готов ли он действовать решительно и самостоятельно, брать на себя ответственность?

3. Метапрограмма стремление к успеху — избегание неудач. Показывает, насколько активно человек достигает цели. Если возникают сложности, отступает и ничего не делает, либо смело преодолевает препятствия на пути к заветной цели?

4. Одиночка — менеджер — командный игрок. Склонен ли работать индивидуально, не в команде, либо быть лидером команды? Или стать равноправным членом коллектива?

5. Сходство — различие. Этот человек будет при принятии решения искать схожие черты со своим предыдущим опытом или предметной областью, или будет ориентироваться на различия. Этот тип показывает толерантность к изменениям в окружающей действительности, готовность принимать изменения во внешнем мире.

6. Метапрограмма процесс — результат. Что важнее для человека — достичь результата или выполнять работу, наслаждаясь процессом?

7. Содержание — окружение. Важны ли для человека коллеги, клиенты, подчиненные, друзья или более значима сама работа, которую он может выполнять сам, без коллектива.

8. Метапрограмма процедуры — возможности. Настроен творчески подходить к решению типовых задач, искать новые способы действий или предпочтет работать стандартно, используя типовые методы, по прописанным процедурам.

9. Дедукция — абдукция — индукция. Как он анализирует информацию: собирает сначала детали, а потом — цельную картину? Или наоборот? Еще вариант: судит об одном через другое с помощью метафор, аналогий, примеров и историй.

В процессе проведения карьерных консультаций, особенно если запрос на изменения среды, кардинальной смены работы, необходимо удостовериться, что консультируемый сможет реализоваться и существовать в тех условиях, которые объявлены в первоначальном запросе.
Основные типы метапрограмм наглядно
Основные типы метапрограмм наглядно

Как метапрограммы личности влияют на тактику и стратегию поведения?

Если учесть, что это бессознательное, то в 100% случаев они влияют на тактику и стратегию принятия решения человеком во всех сферах его жизни.

Точно также они влияют на решения и поведение в построении карьеры.

Как это происходит, можно рассмотреть в реальном кейсе из моей практики карьерного консультирования:

«
Молодой человек, назовем его Иван, обратился за карьерной консультацией с запросами: на изменения сферы деятельности и на оказание помощи в построении карьерного плана.

Первый этап был знакомство и уточнение заявленных целей.

Иван работал корректором, был рядовым сотрудником. Ему хотелось сменить сферу деятельности и стать аналитиком с местом работы в консалтинговой компании из «большой четверки». Амбициозная задача, но вполне исполнимая в несколько этапов.

Чем дальше мы продвигались в конкретизации цели и необходимых действий, тем больше становилось понятно, что начало каждого действия — это огромный стресс, избежать которого можно просто не начав ничего делать. Это значит, что очень сильна метапрограмма избегания неудач.

Выяснив это серьезное влияние на жизнь, способы принятия решения и действия, мы с Иваном разработали план и правила, которые помогали снизить уровень стресса и позволяли добиться желаемого результата.

Данный план был разбит на множество очень мелких задач, решить каждую из которых было делом легким: от 30 минут до 1 дня занятости данного клиента.

Каждая из задач не требовала сверх усилий, это было ежедневное и даже рутинное дело, которое встраивалось в ежедневный план.

Таким образом, выбрав стратегию «мелких шагов» и две тактики «ежедневного рутинного действия» и «разрешения ошибиться N раз», мы снизили уровень стресса до контролируемого и приемлемого. Страх неудачи удалось контролировать количеством «разрешенных провальных» попыток.

»
Описанный пример достаточно яркий в своем проявлении метапрограммы. Но именно на этом примере можно четко отследить, как они могут очень затормозить (и даже не дать) осуществить клиенту задуманные цели.
Изучите инструменты карьерного коуча на онлайн-курсе и выйдите на новый уровень работы с карьерой и осознанностью клиентов →

Как выяснить метапрограммы при проведении карьерной консультации?

Есть несколько мною выработанных правил:

  • Никогда не торопитесь с выводами. Метапрограмма имеет 2 полюсных проявления. Ведущее проявление может быть не стабильным и при высоком уровне стресса может усиливаться как в сторону того же полюса, так и меняться на противоположный. Всегда необходимо перепроверять.
  • Уточняйте максимум значимых деталей для клиента.
  • Слушайте собеседника. Лингвистический анализ играет не последнюю роль в определении ведущих метапрограмм.
  • Важно построить доверительные отношения с клиентом, чтобы он перестал выдавать социально желаемые ответы, а начал говорить о себе честно.
  • Если сомневаетесь, честно скажите об этом клиенту.
Переспросите, правильно ли вы поняли, что в определенной ситуации его реакция будет такой-то (опишите подробно ситуацию и прогнозную реакцию клиента). Это даст вам понимание о своих выводах и даст ощущение клиенту, что ему действительно желают помочь, пытаются разобраться в его ситуации.

Если в беседе не удалось сделать выводы, дайте тест или задайте контрольные вопросы, объяснив, зачем вы это делаете и что хотите понять.

Существует большое количество разнообразных тестов для определения метапрограммы, от проективных методик до численных опросников. Давать рекомендации по использованию не буду, так как в зависимости от вашего собственного стиля консультирования и личности консультируемого, подход может меняться.

Что важно выяснять в беседе?

1
В самом начале карьерной консультации клиент озвучивает свои цели. Важно с ним вместе описать того идеального исполнителя данной цели, который обязательно добьется результата. Отслеживайте слова, которыми клиент описывает этого «идеального исполнителя», далее попросите его описать себя в работе, в жизни, в семье.
2
Сформируйте на листе перед собой те метапрограммы, которые были определены для «идеального исполнителя» и те, которые присущи самому клиенту. В чем различия между этими профилями? Что является драйвером, а что — тормозом в достижении успеха у клиента? Что можно сделать для достижения цели?
3
Важно задавать эти вопросы клиенту, чтобы он сам себе на них ответил, что это было его решение к действию или бездействию.
4
Если различия слишком велики, обязательно обсудите это с клиентом. Клиент должен понимать и согласиться/опровергнуть ваши выводы. Важно, что и согласие, и опровержение ваших выводов клиент должен аргументировать сам. Так, в процессе обсуждения, будет достигнуто понимание (только вами или вместе с клиентом) о достижимости поставленных целей именно этим человеком.
Подпишитесь на рассылку! 50 000 ваших коллег уже читают нас.
Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓

Миссия невыполнима? Определяем критерии для дальнейшей работы

Метапрограммы практически неизменны, так как бессознательное успевает сработать раньше, чем человек успеет это понять. Но нельзя сказать, что привычными моделями поведения нельзя управлять совсем. Можно, но это скорее задача психотерапевта, а не карьерного консультанта. Это важно.

Если вы точно понимаете, что выявленные метапрограммы не позволят достигнуть человеку его целей, а работать над собой и искать пути решения клиент не готов, лучше мягко откажитесь от работы с ним. Так вы сбережете нервы клиента и свои нервы и репутацию. «Бороться с бессознательным» человека вне его желания — миссия невыполнимая.

Если ничто не блокирует дальнейшего движения к цели, согласовывайте с клиентом тактику и стратегию их достижения. Даже слабые стороны можно сделать сильными при правильном подходе.

В каких случаях «миссия выполнима»:
1
Выбранное направление деятельности клиента соответствует большинству его метапрограмм.
2
Есть четкое знание и понимание задач должности и ведущих метапрограмм для успешного выполнения поставленных задач (если запрос на получение повышения, адаптации в новой должности, смена работы и т. д.)
3
Клиент осознает свои «слабые» стороны и готов искать тактики и стратегии поведения, которые позволят использовать их как преимущества.
4
Знание корпоративной культуры нового места работы, так как это набор метапрограмм компании. Если сотрудник и компания критично не совпали в них, то успешного сотрудничества не получится.
5
Изменение поведения в стрессовой ситуации не будет критической точкой, то есть не перечеркнет до этого успешное движение к цели.
Чем больше пунктов из списка «миссия выполнима» вы вместе с клиентом набрали, тем больше шансов на успех. Но основная работа будет все-таки на нем.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.

Приглашаем на онлайн-курс «Карьерный коуч»

Вы приобретете новую профессию или получите узкую специализацию карьерного коуча. Вы научитесь применять на практике коучинговые инструменты для прояснения карьерного запроса, определения ценностей и сильных сторон клиента, мотивирования клиента к осознанному построению карьеры. Повысьте свой профессионализм и увеличьте ежемесячный доход от консультаций.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге: