Блог

5 родительских страхов с точки зрения теории поколений

профориентация
Хочу сразу вынести за скобки две абсолютные банальности: «родители всегда беспокоятся о будущем своих детей» и «конфликт отцов и детей неизбежен». Это мы не будем обсуждать.

Для меня как мамы сына-подростка, очень важно понимать не только то, откуда «растут ноги» большинства страхов за его будущее и наши с ним взаимоотношения, но и как быть с этими страхами, как продуктивно и без драм решить кажущиеся неразрешимыми противоречия. Оказывается, есть очень конструктивный способ, основанный на понимании разницы в восприятии мира поколением нынешних родителей и их детей.

Теория поколений, разработанная Н. Хоувом и В. Штраусом в США в начале 1990-х и адаптированная для России Е. Шамис уже в 2000-х, у всех вызывает различные видения и мнения. Лично мне она нравится, так как в большинстве случаев подтверждается практическими наблюдениями. Другое дело, что ее в основном используют для эффективного мотивирования сотрудников в командах и построения привлекательного HR-бренда – и все это лишь для привлечения одного, самого активного на нынешнем рынке поколения – Игреков.

А что же то место и те отношения, где поколения существуют непосредственно и очень близко друг к другу – семья? Почему бы не посмотреть на самые острые вопросы, не дающие покоя родителям нынешних подростков, через эту призму? Ведь мы, родители, принадлежим к поколению Иксов, про которых вроде бы все известно, а наши подростки – все сплошь малоисследованные Зеты. Что же питает наши страхи и совершенно не пугает наших детей в плане их настоящего и будущего?

Вот 5 страхов и что за ними стоит:

1. Он очень закрыт, ничего нам не рассказывает

В основе этого страха лежит не только традиционное мнение, что все подростки колючи, необщительны и игнорируют любые обращения к ним старших. Начнем с того, как мы с вами понимаем общительность. Для Иксов это – живой разговор с другим человеком, один на один или в компании, ведь мы с детства привыкли общаться так с друзьями в детском саду, во дворе, в школе, затем в институте и на работе.

Для Зетов общение – это чат VK или мессенджере, общение с участниками общей онлайн-игры или комментарии во время трансляции видеоблога. И вот там они не просто общаются - они очень словоохотливы, разумеется, на свой, не очень понятный нам, манер. Это не плохо и не хорошо – это уже их реальность и лучшая стратегия для нас как родителей – принимать такой способ коммуникации, то, что своими личными трудностями они скорее поделятся со всем миром в чате, чем с мамой в разговоре с глазу на глаз. И их необходимо учить этому живому разговору, терпеливо, бережно, без нотаций и криков (что часто крайне сложно), выдерживая их молчание и постепенно донося свою точку зрения, которую они, безусловно, воспримут и сделают частью своей жизни – ведь и мы, и они действуем здесь с разумных позиций.

2. Он не делает ничего полезного (сидит в чате/смотрит какие-то дурацкие ролики/блогеров/странные мультики и т.д.)

И здесь опять вопрос о разных ценностях Иксов и Зетов. Что польза для нас, поколения «с ключом на шее»? Работа, приносящая деньги; связи, приносящие хорошую работу и репутацию; хорошее образование, приносящее все вышеперечисленное. Это вшито в ценностную модель людей, родившихся в мире стагнирующем и еще достаточно предсказуемом, а потом выброшенных в мир с единственным понятным ориентиром – деньгами. Мы цепляемся за то, что было жизненно важно в конце 80-х и начале 90-х, и без должной работы над собой не признаем, что деньги и работа – это всего лишь средства закрытия базовых потребностей, за которыми неизбежно приходит стремление к самореализации, служению и отдаче.

Наши любимые Зеты родились в эпоху относительной стабильности, но их основные ценности продолжают закладываться сейчас, в эпоху неопределенности, но другой, чем у нас. Мир сейчас непредсказуем и не прогнозируем, но гораздо более открыт и прозрачен благодаря интернету и возможности перемещаться по нему без идеологических барьеров. Поэтому у наших детей нет изначального страха бедности и отсутствия возможностей, который объективно был у наших родителей и передался нам. У них есть стремление пробовать новое и быть разными каждый день, потому что завтра все снова изменится, деньги обесценятся, профессии исчезнут или появятся, вещи станут еще более одноразовыми и т.д. Что остается? Как ни пафосно это звучит – остаются базовые ценности, которые для Зетов могут оказаться единственным ориентиром в море информационной шелухи. Любовь, семья, друзья в любой точке мира, с которыми можно находиться на связи хоть 24/7 – именно через это они в итоге придут к гораздо более здоровому отношению к себе и другим, чем вырастили в себе мы в погоне за материальными благами.

3. Он не хочет учиться

Это самый страшный из всех страхов родителей-Иксов. Но давайте без истерики зададим себе вопрос: Чему он не хочет учиться? Где? У кого? И выяснится, что ребята с легкостью осваивают все, что связано с интернетом и информационными системами (просто кому-то ближе программирование, кому-то – веб-дизайн, а кому-то – пребывание в прямом эфире), перерабатывают море информации в единицу времени, быстро осваивают иностранные языки (особенно если есть возможность хотя бы ненадолго попасть в языковую среду). Да и зачастую любой ручной труд они также быстро осваивают – если это плетение или рисование по-настоящему доставляет им удовольствие (а не зависть подруг, первое место в конкурсе и прочие внешние поощрения, так любимые Иксами). А не любят они учиться в школе! Потому что в подавляющем большинстве она все еще транслирует ценности поколения, которое там работает – а это все-таки бэби-бумеры. Мы сейчас не берем в расчет немногочисленные новаторские школы, хотя это не умаляет их положительной работы по изменению ландшафта школьного образования. Мы про средне-обычную школу. И вот как Зетам – гражданам прозрачного и стремительно изменяющегося мира может быть интересно накопление теоретических знаний без возможности их попробовать и проверить на практике, коллективный подход к передаче этих знаний и система публичного поощрения и наказания как единственный стимул к учебной деятельности? К тому же, они прекрасно видят равнодушие, усталость от жизни и нелюбовь преподавателей к своему делу и это уже окончательно отрывает их от школьного процесса.

4. Он не имеет четких целей, ничем долго не интересуется, профессию/направление выбирать не хочет и пр.

Здесь также слышны отголоски предсказуемого и поступательного жизненного сценария, который нам передали наши родители и который существовал до этого веками, если не тысячелетиями. Родился-садик-школа-институт-работа и карьера в одной компании. Здесь, конечно же, имеют смысл и очень четкие цели, и раннее определение в профессии (чтобы вовремя начать и быстрее продвинуться выше по служебной лестнице), и заведение круга знакомых в своей области, чтобы, опять же, проще было продвинуться и получить хорошее место (ох уж эта наша святая вера в то, что на хорошую работу без блата не попадешь).

В мире неопределенности и постоянных перемен все эти ориентиры, скорее, работают против подростка-Зета. Если он слишком долго будет осваивать одну область и интересоваться только ею, то пропустит изменения в других и рискует оказаться невостребованным, так как сейчас набирает обороты мультифункциональность и быстрое переучивание на актуальную профессию. Его знакомые будут также быстро менять свои сферы интересов и он вполне закономерно будет постоянно находиться в совершенно разных сообществах, теряя один контакты и приобретая другие.

Поэтому имеет большой смысл показывать подростку разные направления профессиональной деятельности, и очень желательно – на практике, отправляя в профориентационные лагеря, находя мини-стажировки в разных областях и поощряя его участие в проектах, где он может попробовать разные роли за короткий промежуток времени. Или, как минимум – показать ему варианты онлайн-курсов, которые он может проходить, как только заинтересуется какой-то темой. И чем больше этого будет – тем более многовариантной станет карьера вашего ребенка и тем вероятнее, что он найдет себя в любых обстоятельствах – он научится быстро получать и обрабатывать информацию, заводить и поддерживать разнообразные контакты и учиться самостоятельно.

5. Он не хочет продолжать семейную династию/ не выбирает денежную профессию – как он будет жить, когда нас не станет?

А это уже очень четкий страх нашего собственного будущего. Как мы будем жить в мире, который каждый день новый, что станет с нашей профессией через пару лет, как мы будем жить (или выживать?) в старости - вот эти трудные вопросы мы боимся задать себе и поэтому переделываем их в риторические вопросы к нашим подросткам. Да, они действительно совсем не думают ни о старости, ни о деньгах как единственном мериле счастья. У них есть сегодня – они не боятся завтра и не сокрушаются о вчера. И в этом сегодня они живут и дают нам прекрасный пример того, как можно жить без постоянной тревоги о вещах, которые существует только в собственном воображении. И в том числе поэтому им так важен дом, семейные связи, благополучие мира вокруг, творчество – это их ценности, которые они понесут дальше. И хорошо бы нам эти ценности тоже найти в себе и показать нашим детям, что мы с ними «одной крови». Это лучшее лекарство от страха и отчуждения.
Автор статьи: Светлана Пороскова — практикующий карьерный консультант и коуч, специализируется на выборе карьерного пути и профориентации, педагог-практик, корпоративный hr- опыт в Хоум Кредит Банк, EPAM Systems, международных рекрутинговых агентствах.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...