Елена, ты много лет и весьма успешно работаешь директором по персоналу. Почему тебя заинтересовало карьерное консультирование?
Причин для такого интереса несколько.
Во первых, карьерное консультирование - это новая и интересная тема, которая давно "витает в воздухе" в нашем профессиональном сообществе, и в то же время профессионалов в этом вопросе мало. Мне же интересно быть "на передовой" и участвовать в создании нового и перспективного направления.
Во-вторых, карьерное консультирование – это современный вызов для директора по персоналу, который работает с людьми, оценивает перспективность, мотивы и векторы принятия решений относительно карьеры сотрудниками и кандидатами на работу. Кроме того, опыт карьерного консультирования помогает директору по персоналу снижать риски управленческих решений при назначениях на ключевые позиции в компании, ротации персонала и построении кадрового резерва различных типов.
Наконец, ко мне постоянно обращаются знакомые и друзья на предмет получения консультации по их карьере. И поскольку я привыкла все делать по высоким стандартам, считаю необходимым повышать уровень знаний и навыков в этой области до глубокого, профессионального, поэтому пошла учиться специальности карьерного консультанта.
Ты упомянула о том, что частота запросов на карьерные консультации у тебя достаточно высокая. С чем ты это связываешь?
Многие люди не представляют, что можно профессионально «заниматься карьерой». Выходя на рынок труда, они обращаются к тем, кому доверяют, или кого им рекомендуют - к знакомым эйчарам, рекрутерам и так далее. Запросы встречаются самые разные по глубине и целям: от подготовки «продающего» резюме, тренировки прохождения интервью до профориентации и поиска возможностей перехода в другие сферы/рынки/направления деятельности.
Людей работающих интересуют вопросы построения карьеры внутри организации, адаптации на испытательном сроке и при организационных изменениях и другие.
Потребность в консультациях по карьере сейчас огромная, а действительно результативных специалистов не так много. Радует, что профессионалов в этой области появляется всё больше и практика карьерного консультирования постепенно формируется.
Я уверена, что карьерное консультирование пойдет и внутрь корпораций.
Какие у тебя были сложности, когда ты начала консультировать? Что сразу получалось, а что давалось тяжело?
Несмотря на большой практический опыт в HR, когда начала консультировать, был «комплекс самозванца» - я никак не могла позиционировать себя как профессионального карьерного консультанта. Было трудно понять, «мой» клиент или «не мой», а это очень важно для успешной работы консультанта. И, конечно, мои высокие требования к качеству и уровню своей работы – все время кажется, что сделала не все, что могла. Для меня было важно освоить методы коучинга и для применения в организации, и для консультирования. Должна сказать, что довольно быстро мне удалось преодолеть эти сложности. В частности, в Школе карьерного менеджмента была отличная программа по коучингу как инструменту карьерного консультирования. Сейчас я его применяю с удовольствием для себя и пользой для клиентов!
Что бы ты посоветовала начинающим карьерным консультантам, которые только начинают свою деятельность?
Я сформулировала несколько рекомендаций начинающим карьерным консультантам:
1. Чтобы справиться с «комплексом самозванца», не стесняйтесь говорить о себе как о начинающем карьерном консультанте. Не бойтесь признаться клиенту, что еще учитесь.
2. В процессе обучения прислушивайтесь к себе - какое направление работы с клиентом в Вас больше откликается и получается? Консультирование? А может быть, коучинг у Вас пойдет на отлично? И не пытайтесь ухватить сразу всё, ищите свое и дальше оттачивайте навыки в выбранном направлении.
3. Начинайте с простых и понятных Вам запросов, наиболее близких к Вашей предыдущей деятельности. Например, если Вы рекрутер – берите запросы на отработку прохождения интервью. Если Вы бизнес-коуч, - запросы на карьерный коучинг. Если педагог – запросы на профориентацию и так далее.
4. Не гонитесь за «длинным рублем». Для «набивания шишек», консультируйте как можно больше друзей и знакомых, бесплатно или за символическую плату.
5. Посещайте как можно больше практических занятий – мастер-классов опытных карьерных консультантов.
6. Если к Вам попал запрос, к которому Вы пока не готовы, передавайте его более опытному коллеге, а для этого – общайтесь в профессиональных сообществах. Вы сами почувствуете, когда будете готовы к более сложной задаче.
7. Если к запросу готовы, но есть сомнения – обязательно берите супервизию, обращайтесь к коллегам за консультацией.
8. Постепенно формируйте свой пул услуг и свою целевую аудиторию. Определите для себя критерии «ваших» и «не ваших» клиентов.
9. И помните, что работа карьерного консультанта, даже начинающего – это большая ответственность перед клиентом!
Сейчас ты имеешь за плечами обучение в Школе Карьерного Менеджмента и практику карьерного консультирования. Как этот опыт помогает тебе в работе директора по персоналу?
Я существенно расширила свой профессиональный кругозор, могу называть себя экспертом в области построения карьеры сотрудников внутри компании. Могу проводить многокритериальную оценку потенциала сотрудника. И еще один важный результат я получила лично для себя - для меня теперь не существует профессионального потолка!