- Алла, Вы давно работаете в сфере HR. Какие тренды на рынке труда относительно карьерного развития людей Вы видите? Как изменилось отношение людей к построению своей карьеры?
В последнее время наблюдаю очень интересные тренды. Мир вокруг нас очень быстро меняется, появляются новые профессии, традиционные профессии либо устаревают, либо получают новое наполнение.
Могу предположить, что в будущем может исчезнуть само понятие «профессия». Вместо статичных профессий будет гибкий и постоянно «прокачиваемый» набор компетенций. Скажу, что процессы профессиональной стандартизации, которые сейчас активно идут в России, находятся в некотором конфликте с мировыми трендами по усилению гибкости компетенций. Не исключено, что мировые тренды победят.
Изменится и система обучения. Обучение станет непрерывным в течение всей жизни в связи с быстрым устареванием компетенций, будет больше дистанционных форм обучения. Сами программы обучения перестанут быть привязанными к конкретной профессии, станут модульными, обучающийся сам будет формировать свой учебный план.
Поэтому самой важной компетенцией для современного «карьериста» считаю открытость новому, умение быстро обучаться и набирать новые компетенции самостоятельно. Если раньше ответственность за обучение и профессиональное развитие сотрудника больше брала на себя организация, то в настоящее время за построение своей карьеры в большей степени отвечает сам карьерист.
В нашей практике люди, которые активно развивали свои компетенции, участвуя совершено в новых для себя проектах, продвигались по карьерной лестнице, а иногда даже меняли профессию! Об этих кейсах я подробно расскажу на конференции
CAREER FORUM – 2017. - Какова роль HR-директора, как внутреннего консультанта по управлению карьерой?
Важно находить соприкосновения интересов сотрудника и организации. Основная задача HR - выявить потенциал сотрудников, помочь им сформулировать карьерные цели, показать путь, по которому нужно идти для их достижения и «провести» по этому пути. Это традиционный подход, который я разделяю.
В последнее время появилось и другое видение - что нужно помогать в реализации карьерных целей сотрудников даже в том случае, если они абсолютно не совпадают с целями компании. Здесь так же есть свои очевидные плюсы.
Во-первых, такой подход будет работать на повышение уровня вовлеченности сотрудника. Даже если сотрудник будет потом строить карьеру в другой организации, в нашей компании он будет работать с гораздо с большей отдачей.
Во-вторых, мир вокруг нас так непредсказуем и так быстро меняется, что часто очень сложно определить тот набор компетенций, который понадобится компании в будущем. Так что если сегодня мы не видим применения каких-либо компетенций в рамках нашей организации, завтра они могут стать более чем востребованными. А мы их уже подготовили!
В-третьих, на рынке широко развиваются направления частичной занятости и фриланса. Организационные структуры предприятий становятся более гибкими и адаптивными, в рамках компании широко распространена система работы в различных кросс-функциональных проектах и т.п. И наш сотрудник с разрешения организации вполне может совмещать работу в организации в рамках одной профессии и участвовать во фриланс-проектах в рамках другой профессии. То же самое он может это делать и внутри организации – работать постоянно на одной должности, а участвовать в реализации кросс-функциональных проектов.
Сейчас гораздо важнее, чтобы человек стремился развиваться в принципе. Если человек развивается, учится новому, осваивает различные навыки, его мозг развивается, он подходит к работе более творчески, проявляет инициативу. Он умеет переключаться - это огромный плюс.
- Ваши ожидания от конференции CAREER FORUM - 2017, чем она будет полезна и кому?
На конференции будем обсуждать реально работающие практические и современные инструменты, которые позволят по-новому взглянуть и на процессы карьерного менеджмента в рамках организации, и «перезарядить» собственную карьеру. Думаю, что участники конференции смогут подойти к процессам планирования карьеры более осознанно и системно, вывести свою карьеру на новый уровень! До встречи на конференции!