- Мария, расскажите, как Вы пришли в карьерное консультирование?
- Моя первая карьера строилась совсем в другой области. Еще в 9 классе я хотела стать юристом, упорно к этому готовилась, поступила в университет и окончила его с красным дипломом, защитила кандидатскую диссертацию, затем преподавала. Работала в аудиторской компании, из которой потом выделилась компания юридическая, сделала там карьеру партнера. Одновременно с этим получила МВА, хотела понимать, как работает бизнес, как управлять людьми. А потом я ушла в декрет и родила первого ребенка. Это было осознанное материнство, мне хотелось заниматься воспитанием ребенка, быть с ним рядом. Это было очень важно для меня. Когда сыну исполнилось 1,5 года, мне стало понятно, что не могу комфортно сочетать работу и его воспитание. И я стала смотреть, чем другим могу заниматься.
Для многих мам это сложный конфликт – когда хочется вернуться обратно в карьеру и в то же время остаться в материнстве.
И тогда мы с еще четырьмя коллегами и целой командой волонтеров сделали проект SelfMama. Мы организуем форумы, мастер-классы и другие мероприятия для мам, которые хотят продолжить свою карьеру и совмещать ее с материнством. В этой аудитории есть большой запрос на тему карьерного самоопределения.
Мне стало интересно, чем я могу быть полезна таким мамам. У меня в то время не было опыта работы в HR или консультировании. Я пошла учиться коучингу в Эриксоновский университет. Потом начала специализироваться именно по управлению карьерой, окончив шестимодульную программу у Светланы Бергер по карьерному коучингу. Вступила в Ассоциацию карьерных профессионалов, Международную ассоциацию коучинга. Я работаю в основном методом коучинга. Помогаю людям разобраться с их карьерными целями и понять, как их достичь.
- На конференции CAREER FORUM – 2017 Вы будете рассказывать про профориентацию. Многие знают советскую школу Е.А. Климова в области профориентации. Что нового есть в этой области?
Профориентационные тесты с тех пор существенно усовершенствовались. В компаниях применяются различные международные методики – CPI, DISC, Job Review, Hogan. Эти тесты дают картину личностных особенностей человека. Их сложнее обмануть и легче интерпретировать, они дают более подробный отчет клиенту о его особенностях.
Таким образом, от тестовых методик профориентация не ушла. Но она не ограничивается только ими. Тесты позволяют провести диагностику, выявить склонности человека, его сильные и слабые стороны. Но потом появляется главный вопрос – что же мне со всем этим делать? Какой выбор мне сделать? И это вопрос гораздо более сложный – вопрос выбора профессии или смены профессии в зрелом возрасте.
- Какие есть инструменты у карьерного консультанта, чтобы помочь клиенту сделать этот выбор?
- Мне нравится японская методика помощи студентам, школьникам в выборе профессии. Она включает в себя этап профессиональной пробы. Дело в том, что просто посмотреть со стороны и решить, подходит тебе профессия или нет, практически невозможно. Надо попробовать, поделать, поговорить с людьми, которые работают в этой профессии. Важно сначала попробовать, а потом уже идти получать образование. На конференции CAREER FORUM – 2017 я расскажу о том, как организовать профессиональную пробу для взрослого человека.