- Максим, как Вам пришло в голову сделать бизнес из обучения нетворкингу?
- Тема нетворкинга меня всегда увлекала. Как-то я совершенно случайно на отдыхе прочел книгу Кейт Феррацци «Никогда не ешьте в одиночку». Прилетев в Москву, я зарегистрировал блог pronetworking.ru и начал углубляться в тему. Сначала сделал пару тренингов для друзей. На третий тренинг начали уже приходить люди, которых я не знаю. Так постепенно проект стал развиваться. Позже мы отошли от «живых» тренингов в сторону онлайн-обучения. У него гораздо больший охват аудитории и меньше привязка к одному человеку (мне). С точки зрения бизнеса я вижу в этом возможностей гораздо больше.
- Расскажите о примере построения успешной карьеры с помощью нетворкинга.
-Перед тем как направлять резюме или пытаться продвигаться внутри компании, необходимо получить максимум инсайдерской информации про работодателя, про вакансию, про состояние рынка труда в конкретной сфере и так далее. Есть технологии и инструменты (такие как конференции, Facebook, Linkedin и др.), с помощью которых это делается. И делается через людей, через построение отношений. Этим технологиям можно научиться.
Недавний пример среди моих учеников. Сотрудница крупного рекламного агентства в течение полугода сделала так, что ее повысили в должности до директора направления по нескольким регионам с существенным повышением зарплаты. Как? Она начала активно выступать и общаться на отраслевых конференциях и внутри компании, таким образом, увеличив ценность своего бренда. И научилась правильно коммуницировать со своими руководителями и топ-менеджментом компании, выстраивать отношения с ними.
- Чем нетворкинг отличается от «устраивания на работу по знакомству»?
- Здесь есть некая негативная коннотация. Подразумевается, что «по знакомству» устраивают на работу людей, которые не обладают нужными компетенциями для того, чтобы занять ту или иную должность. И поэтому за них нужно «замолвить слово». Конечно, где-то это работает. Однако в большинстве цивилизованных компаний действует система рекомендаций – но только для тех людей, которые действительно являются сильными специалистами. Например, в компаниях есть реферральные системы, когда сотрудник компании рекомендует на работу своего знакомого специалиста. Такая рекомендация может стать хорошим толчком, чтобы человека рассмотрели и приняли по его кандидатуре положительное решение. Образно говоря, рекомендация способствует тому, чтобы резюме кандидата рассмотрели в первую очередь среди прочих претендентов. Однако затем кандидат все равно проходит все необходимые этапы отбора. Задача - найти такого человека в компании, который может порекомендовать Вас. И это определенная технология.
- Может ли необщительный человек, интроверт научиться налаживать связи и продвигать себя таким образом?
- Да, конечно. Я в 2015 году участвовал в конференции по нетворкингу – Global Networking Marathon, был одним из спикеров. В панельной дискуссии с участием пяти известных тренеров и специалистов по публичным выступлениям и нетворкингу мы начали обсуждать, кто из нас интроверт, кто экстраверт. Выяснилось, что почти все из участников дискуссии – интроверты. И только я – центроверт J .
Дело в том, что нетворкинг – это не обмен визитками на конференции, как его неправильно понимают очень многие люди. Нетворкинг – это выстраивание дружеских, доверительных, партнерских отношений с людьми. И здесь уже не так принципиально, экстраверт ты или интроверт. Экстраверту легче получать первоначальный контакт. Но если мы говорим про глубину отношений, то здесь интроверты даже выигрывают.
Если интроверт приходит на конференцию, ему не надо вести себя как экстраверт и пытаться познакомиться с сотней людей. Надо беречь свою внутреннюю энергию. Возможно, будет достаточно 10-15 контактов, но хорошо проработанных. Нужно выходить из своей зоны комфорта, но не стараться быть как экстраверт.