Как этот подход применить к карьере?
Если вы меняете профессию или работу, попробуйте начинать не с цели, а с того, какими ресурсами вы располагаете. Сделайте инвентаризацию - что вы умеете, какими знаниями обладаете, какие друзья могут стать вам поддержкой, какие качества вам помогут, какие дипломы и звания вы можете показать своим потенциальным работодателям или клиентам? И дальше выбирайте сферы, в которых именно ваши ресурсы будут востребованы.
Лучше понять этот метод помогут основные принципы эффектуации.
Принцип «Синица в руке», начните с того, что имеете.
Начинайте использовать то, что под рукой: запасы и навыки, которые уже есть.
Например, если вы разбираетесь в полезных сладостях, умеете их делать и имеете профиль в инстаграм, начинайте с этого. Не ждите, когда ваша мечта о небольшой шоколадной фабрике обретёт очертания. Действуйте с имеющимися ресурсами - создавайте полезные сладости и продавайте их с помощью социальной сети. А мечты дорисуете позже.
Принцип «Допустимых потерь»
Установите размер допустимых потерь: оцените возможности,_исходя из того,_ какие потери являются приемлемыми.
Посчитайте, сколько вы готовы вложить в своё дело на данном этапе- денег, времени, сил. Сколько не жалко? Заложите время на разбег, оно вам пригодится. Популярность не приходит сразу. И действуйте, ведь ваш пессимистичный прогноз учитывает допустимые потери.
«Лимонадный принцип»
Используйте сюрпризы, которые возникают из непредсказуемых ситуаций, будьте гибкими.
Если жизнь вам преподносит лимоны- делайте лимонад. Адаптируйтесь под обстоятельства, а не держите в голове жесткие цели.
Принцип «Лоскутное одеяло»
Стройте взаимоотношения с людьми и организациями, которые могут быть вам полезными. Никогда не знаешь, кто станет твоим новым клиентом или работодателем.
3. Канва бизнес модели
Авторами инструмента business model canvas являются Александр Остервальдер и Ив Пинье.
Канва бизнес-модели предназначена в первую очередь для действующих бизнесов. А я расскажу вам о том, как использовать эту модель для построения своей карьерной стратегии или карты.
Посмотрим модель на примере гипотетического клиента карьерного консультанта - Марины.
Марина закончила журналистский факультет МГУ и до декрета работала PR-директором крупной компании. В декрете Марина поняла, что не хочет возвращаться на старую работу. Марина рассматривает альтернативную карьерную стратегию - фриланс или собственное дело.
Начнём заполнять канву.
— Ключевые виды деятельности.
Марина отлично пишет продающие тексты и любит писать короткие яркие заметки. У Марины сохранилось много контактов с издательствами и средствами массовой информации.
Марина любит и ценит общение, умеет начинать и поддерживать дискуссии в соцсетях, и последние полгода пишет интересные заметки в свой блог о материнстве.
— Ключевые ресурсы.
За полгода блог Марины стал довольно популярным, у неё уже более тысячи подписчиков, которые ждут и комментируют её заметки.
Кроме того, Марина завела профиль в Instagram и пишет обо всем, что ей интересно. Больше всего отклика находят её заметки о материнстве. Также Марина много пишет о новинках органической косметики, полезных продуктах, биодобавках, эко средствах для дома, так как с рождением ребёнка активно интересуется этой темой.
— Предоставленная ценность.
Марина не постеснялась и спросила у своих подписчиков - зачем они её читают. Оказалось, что они узнают у Марины о разных эко-новинках, благодаря ей ориентируются на рынке и выбирают лучшее из предложений. Марина пишет легко и интересно. И читатели предпочитают заглянуть в её блог, прежде чем купить что-то на рынке эко.
Итак, с предложением примерно понятно. Марина сделала вывод, что ей больше всего нравится быть эко-проповедником, рассказывать о рынке экологически полезных продуктов, средств, органической косметике. И похоже у неё это отлично получается.
— Клиенты.
Кому же помогает Марина своими текстами и обзорами, и главное - кто будет готов за это заплатить?
Читатели любят блог Марины, но вряд ли будут покупать у неё обзоры и платить за информацию. Но есть огромный рынок эко-продавцов, которые будут рады взаимодействию с интересным и качественным блогером в этой нише.
— Взаимоотношения с клиентами.
Пожалуй, для начала Марина может договориться о том, чтобы бесплатно брать продукцию для своих замёток. И если они будут интересными и результативными, то рассмотреть вариант монетизации своего блога с помощью рекламы и заказных текстов.
— Каналы сбыта.
У Марины есть два главных канала сбыта - её блог и Instagram. Также она могла бы писать небольшие заметки в профильных изданиях для того, чтобы производители и дистрибуторы заметили её как интересного и харизматичного блогера.
— Партнеры
Кто может повлиять на развитие Марины как эко-блогера?
Марина могла бы брать интервью у звёзд и владелиц крупных профилей в Instagram, которые рассказывали бы о своём опыте взаимодействия с эко-продукцией.
Однозначно в качестве партнёров Марина рассматривает и бьюти и фуд блогеров, с которыми она могла бы делать интересные коллаборации.
Наконец, разберёмся с доходной и расходной частью.
— Расходы
Марине необходимо вкладывать в продвижение своего профиля и блога. Возможно в ближайшем будущем Марина запустит рассылку и закажет дизайн для того, чтобы блог был ярче.
— Доходы
Для Марины это - поступления за рекламу в её блоге и за качественно написанные продающие тексты.
Вы можете составить свою карьерную карту с помощью бизнес-модели Остервальдера. И с помощью карты найти подсказки, в каком деле вам дальше стоит развиваться.
Итак, три инструмента, применяемые стартапами - lean startup, "эффектуация" (или сначала ресурсы, потом цели), и канва бизнес-модели.
Если вы на перепутье, попробуйте хотя бы два. Если вы работаете с темой профориентации, предложите своему клиенту поработать с любым. И расскажите, какой метод для вас оказался самым эффективным.