В конфликтной ситуации с каждым из них происходит примерно одинаковая история:
- Эмоциональный всплеск.
- Сложности с формулированием своих целей и интересов.
- «Тоннельное» мышление (неспособность увидеть другие возможности).
- Излишнее давление на оппонента или, напротив, уход от разговора.
Возникает эффект замкнутого круга, когда негативное состояние одного участника конфликта ухудшает состояние другого участника. Это приводит к тому, что ситуация накаляется в общем-то на ровном месте.
Такая эскалация бывает полезна, если конфликт долгое время пребывал в «холодной» (скрытой) стадии, однако, после этого он должен перейти к разрешению.
Как это сделать? Кто-то один (видимо, вы, раз читаете эту статью) должен сказать «СТОП», замолчать и просто послушать своего оппонента. Попробуйте посмотреть на ситуацию его глазами. Задайте ему вопросы, уточните правильность понимания основных моментов:
- Правильно ли я понимаю, что ты хочешь....?
- Правильно ли я услышал/а, что тебе это важно, потому что...?
- Какие варианты развития ситуации ты видишь?
- Какие еще варианты могут быть?
- Почему тебе нравится такое решение?
- Объясни, пожалуйста, почему это тебя так злит (обижает / расстраивает / беспокоит... )?
Умение слушать и понимать потребности собеседника, даже если он очень эмоционален, противоречив и негативно настроен, можно отнести к одному из самых сложных навыков коммуникации.
Чем выше уровень иерархии, тем больше неопределенности и стресса. Так что шансов получить продвижение в карьере больше у тех, кто обладает способностью находить общий язык с людьми даже в самых сложных ситуациях.
Именно такие навыки будут востребованы работодателями в будущем, поскольку простые коммуникации на уровне приема и передачи фактов будут постепенно заменяться роботами.
Выявляйте и исследуйте противоречия Любые противоречия, которые вы замечаете в правилах, установках, поведении руководителей компании, оценке бизнеса со стороны сотрудников, клиентов и партнеров — требуют внимательного изучения и прояснения. Они являются потенциальным источником конфликта, в который вы можете быть втянуты в силу своих должностных обязанностей.
Особенно обращайте внимание на те ценности и принципы компании, которые входят в противоречие с вашими. Потому что вряд ли вы сможете их изменить.