Блог

Как консультировать клиентов 45+

карьерный коучинг
Кадр из фильма «Стажер» (The intern), 2015
  • Психолог, бизнес-тренер, сертифицированный коуч ICU (Международный Союз Коучей), карьерный консультант. Опыт работы директором по персоналу 14 лет. Выпускница очного курса «Карьерный консультант».
  • Партнер Norton Caine Career Counseling. Карьерный консультант и коуч ICF. Имеет степень МВА в области управления персоналом и 16-летний опыт работы в качестве HR бизнес партнера и Директора по персоналу в крупных западных и российских корпорациях
Возрастные соискатели относятся к категории сложных клиентов: работодатели неохотно приглашают их на собеседования, а у самих соискателей есть немало страхов и ограничивающих установок при поиске работы.

Рассказываем, как карьерным консультантам стоит работать с такой категорией клиентов и как им можно помочь в трудоустройстве.
Типичные страхи карьерных консультантов при работе с клиентами 45+

Отсутствие успешного результата работы

Статистически меньше шансов трудоустроить кандидата 45+. Рынок труда обычно негативно относится к таким кандидатам.
Кандидаты 45+ ригидны

Есть устойчивый стереотип: возрастные соискатели не хотят меняться, по-новому смотреть на себя, свои ресурсы и свои карьерные цели. Т.е. они просто «глохнут» в процессе работы с консультантом. Поговорят, пожалуются и останутся при своем. Это демотивирует и клиента, и консультанта.
Много дополнительных вводных

Часто за карьерным запросом стоит потребность в психологическом консультировании (одиночество, выросшие дети, разводы, потеря мотивации, кризис взрослой жизни, проблемы со здоровьем).
Неуверенность в собственном опыте
Если консультант намного моложе клиента 45+, то может возникнуть разница в психологических рангах, неуверенность у консультанта в собственных силах, опыте. Как следствие — отсутствие необходимого уровня доверия между консультантом и клиентом, неудовлетворенность процессом и результатом консультирования.
Страхи соискателей 45+

  • изменения невозможны

  • после 40 ты никому не нужен

  • работодатели не просматривают резюме, если там возраст больше 40

  • хочу сохранить все, как есть или как было: не хочу никаких перемен

  • не вижу альтернатив

  • сомневаюсь в своих возможностях / недооцениваю заслуги

  • мои знания и умения достаточны для моей должности, учиться мне уже поздно

  • меня подсиживают, мое место кому-то понадобилось
Как работать с клиентами 45+ и доводить их до результата? Пройдите спринт Светланы Дёминой, эксперта в построении карьеры людей старше 50
Что за этим стоит:

  1. Восприятие потери работы как краха всей жизни (часто работа — это не только возможность заработка, но и ощущение нужности, значимости);

  2. Проблемы в семье (разводы, конфликты);

  3. Проблемы со здоровьем;

  4. Уныние и депрессия, которые могут быть вызваны очень разными причинами, напрямую не относящимися к карьерному запросу;

  5. Потеря мотивации, смысла жизни;

  6. Страх оказаться несостоятельным;

  7. Страх старения.
Алгоритм работы с клиентом 45+

Он не сильно отличаются от классической методологии карьерного консультирования других категорий клиентов, но есть несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание:

Учитывайте страхи и установки клиента

Учитывайте все факторы, страхи, установки, перечисленные выше. Не бойтесь с самого начала работы с клиентом обозначить наличие на рынке «фильтров восприятия» кандидатов 45+: «это факт, но с этим можно и нужно работать».

Не забывайте про возрастной кризис, здоровье, уровень энергии, личные аспекты (семейная ситуация). Не бойтесь задавать личные вопросы, которые могут пролить свет на определенные состояния и ситуации.

Проясняйте цель работы

Дайте клиенту время на осмысление (в том числе самостоятельное) своего изначального запроса. Обращайте внимание на социально востребованные запросы. Помогите клиенту понять, чего он действительно хочет.

Выстраивайте доверительные отношения

Договоритесь с клиентом о том, что обратная связь будет честной, но не всегда приятной. Будьте готовы комментировать личные аспекты - как человек выглядит, говорит, что ему нужно корректировать для успешного трудоустройства или повышения.
Подпишитесь на рассылку! 50 000 ваших коллег уже читают нас.
Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓
Ищите сильные стороны

Опирайтесь в работе с клиентом на его сильные стороны, компетенции и опыт, но при этом четко обозначайте связь с текущей реальностью: например, что из его компетенций действительно востребовано на рынке, а чего не хватает, что требует доработки или развития.

Активно работайте с ресурсными состояниями, в том числе используя прошлый опыт и прошлые достижения.

Помогите увидеть сильные стороны и новые возможности не только в успехах и достижениях, но и в неудачах и карьерных провалах.

Устанавливайте границы своей работы

Вам необходимо четко видеть и обозначать границы своих компетенций. В случае проявления психологического дисбаланса, глубоких травм, предложите клиенту обратиться к услугам психотерапевта или психолога.
Мне автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...