Блог

Как правильно уволиться и не испортить отношения

карьерный коучинг
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи, интересные новости и скидки ↓
Часто мы слышим истории бывших сотрудников о страданиях во время отработки последних недель, которые могут растягиваться и на более длительный срок. Часто за это время их не только нагружали дополнительной работой, но и оказывали моральное давление, обвиняя в профессиональной некомпетентности. Случается, что бывший работодатель не дал позитивных рекомендаций для нового места работы, хотя в процессе сотрудничества все было нормально.

Разбираемся, почему работодатели негативно реагируют на уход сотрудников, как лучше подготовиться к увольнению и сгладить негативные последствия.
Глава компании Norton Caine, имеет более чем 15-летний опыт по поиску партнеров, советников и старших юристов для международных и российских юридических фирм, а также руководителей юридических подразделений для российских и международных компаний в различных секторах экономики.
Партнер Norton Caine Career Counseling , карьерный консультант и коуч ICF. Имеет степень МВА в области управления персоналом и 16-летний опыт работы в качестве HR бизнес-партнера и директора по персоналу в крупных западных и российских корпорациях.
Почему руководители не любят увольнения

Неразумное поведение со стороны сотрудника

Посмотрим на ситуацию с точки зрения работодателя. Еще вчера вполне лояльный работник пишет заявление перед отпуском, не передавая дела и проекты. Такое поведение оставляет руководство и коллег в недоумении, которым приходиться срочно искать замену, перераспределять работу и в итоге заниматься чужим функционалом.

Иногда увольнение становится для сотрудника поводом для открытого проговаривания негативных эмоций, накопившихся за время работы. Руководитель же впервые слышит массу неприятного от сотрудника, что вызывает часто ответные претензии.
Негативным поведением люди могут заложить мину замедленного действия в дальнейшую карьеру и возможности для продвижения будущем.
Неразумное поведение со стороны руководителя

Руководители зачастую болезненно воспринимают ситуацию, когда кто-то из уходит из команды. Ведь это означает, что руководитель не смог удержать ценного сотрудника или заметить конфликт еще во время его зарождения.

Возможно, компания или лично руководитель много времени и средств вложили в обучение сотрудника, и теперь считают, что сотрудник обязан работать здесь и дальше.

Вариантов может быть масса, здесь могут смешаться ошибки и со стороны сотрудника, и работодателя. Так как работник может отвечать лишь за свою часть работы, стоит постараться преподнести свое увольнение как нормальный рабочий процесс.
Главное — к процессу своего увольнения надо готовиться как отдельному проекту, хорошо заранее спланировать все действия.
Как правильно уволиться

По уровню стресса увольнение даст фору многим жизненным ситуациям. Попадая в стрессовую ситуацию, лучше иметь четкий план действий и следовать ему.

Не претендуя на идеальный сценарий, можно предложить такой план действий.

Напишите письмо руководителю

В письме сообщаем о намерении покинуть компанию. Благодарим за полезный опыт, интересные проекты и все новое, чему вы научились под его руководством. Четко обозначаем, что решение принято окончательно (вы долго думали об этом) и указываем дату ухода. Это важные моменты, чтобы минимизировать причины для уговоров остаться.

В своей книге Николас Берн «Руководство по подбору персонала на постоянную работу» предлагает использовать для этого следующий текст сообщения:

Уважаемый

К сожалению, вынужден сообщить Вам, что ______ (дата) я ухожу из ______ (название компании). Мне было непросто принять такое решение, поскольку я испытываю чувство благодарности, так как, работая здесь, я приобрел богатый опыт. Я многому здесь научился, и мне доставляла удовольствие работа над нашим проектом в сотрудничестве с Вами. Я понимаю, что по-прежнему мог бы приносить пользу, если бы остался здесь. Я далеко не сразу и с большим трудом пришел к этому решению, но теперь оно уже принято окончательно. Желаю успешной работы ______ (название компании). Вам лично и надеюсь на успешное завершение нашего проекта. Я с радостью откликнусь, когда бы вы ни сообщили мне, что я могу оказать какое-либо содействие.


Договоритесь о личной встрече

Не отправляя это письмо, договоритесь о личной встрече с руководителем. Сообщите о решении покинуть компанию, ориентируясь на написанный текст.

Важнейший фактор для сохранения отношений — личная коммуникация. Ни одно сообщение не может выразить ваши эмоции так, как выразит личное общение. При встрече сохраняйте позитивный настрой и конструктивный подход, но четко обозначьте сроки вашего ухода. В ходе встречи договоритесь о дате ухода, процедуре передачи дел, информирования клиентов, коллег и т.д.

Передайте текущие задачи
Отработайте срок, о котором договорились на встрече (обычно он не превышает двух недель). Закройте текущие задачи, передайте дела коллегам или преемнику. И организуйте прощальную вечеринку для коллег, на которой поблагодарите коллектив. Это поможет вам уйти, оставив впечатление ответственного и надежного сотрудника.

Поддерживайте связи

После перехода на новое место продолжайте поздравлять руководителей и коллег с праздниками и Днем рождения. Так вы сможете сохранить рабочие контакты: никто не знает заранее, какую пользу они принесут вашей карьере. Вполне возможно, что весомую.
Если ваши отношения с боссом очень формальны, или вы ожидаете всплеск эмоций на такую новость, либо руководитель недоступен — в этом случае можно направить письмо до личного разговора. Это поможет снять эмоциональный накал и подготовиться обеим сторонам к такой встрече.
Существует вероятность, что когда-то могут понадобиться рекомендации от прежних руководителей и коллег. Или в будущем о вас будут наводить неформальные справки через общих знакомых. Мина, заложенная в прошлом, может сработать в самый неподходящий для вашей карьеры момент.

Что делать, если увольнение прошло плохо

Возможно, ваше увольнение уже в прошлом, но последствия настигли вас на новом месте работы. Например, бывший руководитель пришел в ту же компанию, куда перешли вы, и у вас возникают конфликты на почве старых конфликтов. В таких ситуациях может быть много нюансов, которые стоит учитывать при налаживании отношений. Но вот несколько стандартных шагов:

1. Предложите открыто и конструктивно все обсудить. Если вы действительно считаете, что были не правы в момент увольнения — погорячились, кого-то подвели, то признайте это. Приведите достойные аргументы или причины. Умение признать ошибки — это необходимый шаг в налаживании отношений.

2. Предложите сделать в ваших отношениях перезагрузку. Вы должны быть готовы к тому, что предложение о перемирии могут воспринять в штыки, и потребуется не один разговор, чтобы наладить отношения. Если вы услышите отказ, не стоит обижаться и эмоционально реагировать. Подтвердите, что вы понимаете сложность ситуации и тот факт, что другой стороне требуется больше времени.

3. Четко аргументируйте, почему обеим сторонам важно вновь наладить отношения, т.е. открыто говорить о выгодах и перспективах.

Универсальных рецептов для решения такой проблемы не существует — необходим индивидуальный подход. Репутация и отношения поддаются восстановлению тяжело, однако нет ничего невозможного.
Итоги:
  1. Заранее продумайте план увольнения: подготовьте письмо для руководителя и предварительно поговорите с ним.
  2. Постарайтесь сделать ваш уход постепенным: передадите ваши дела коллегам, завершите текущие задачи.
  3. Если негативные последствия увольнения настигли на новом месте работы — обсудите конфликт с бывшим руководителем или коллегами.
Уважаемые читатели: полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник. Просим уважительно относится к труду наших авторов.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...
Error get alias