Блог

Бизнес-образование за рубежом — волшебная таблетка для карьерных изменений?

психология карьеры
Тема получения бизнес-образования за рубежом в нашей стране имеет долгую и интересную историю. Сейчас уже мало кого удивишь дипломом МВА/ExMBA/MSc или PhD западной бизнес-школы. За 20 с лишним лет, которые прошли с момента активной популяризации этого направления, споры о необходимости такого образования для карьерного и профессионального роста гремели в бизнес и общественных кругах с разной интенсивностью. Одни воспевали волшебные возможности, которые открывались для выпускников бизнес-школ как за рубежом, так и в России, другие подвергали приобретаемые там умения, знания, навыки уничтожительной критике и ставили под сомнение возможность их применения в реальном бизнесе, особенно в нашей стране. Частые упоминания Стива Джобса и Билла Гейтса, которые, к слову, бизнес-школ не заканчивали, а вон какие империи построили, конечно, еще раз доказывают нам, что не в дипломе дело.

Однако мы с Вами попробуем посмотреть на этот вопрос с другой, более практической и даже несколько метафизической стороны - со стороны грамотно срежиссированных и часто глобальных изменений, которые происходят в жизни тех, кто решается на этот шаг. Я подчеркну, что, будучи профессионалом в сфере образовательного консалтинга и имея долгую практику общения с потенциальными кандидатами, я вижу первичной и главной целью получение ответа на вопрос – зачем Вам это нужно? Что конкретно Вы хотите изменить в Вашей жизни, решаясь на такой серьезный, достаточно затратный по времени и деньгам шаг? Что Вам мешает достичь Ваших целей без подобных временных и финансовых расходов?

Если ответ кандидата заключается в воспевании престижа той или иной бизнес-школы либо звучит как святая уверенность в том, что получение такого диплома решит все проблемы с карьерой и откроет двери ведущих работодателей, я стараюсь привести максимум аргументов и отговорить соискателя от этого шага.

Кому же, напротив, следует решиться на такой шаг?

Для принятия верного решения следует, в первую очередь, разложить изменения, к которым Вы стремитесь, на три составляющие:

  1. Изменения в специализации

  2. Изменения в отрасли

  3. Изменения в географии

Желаемые изменения должны иметь кардинальный характер, как минимум по двум из приведенных выше аспектов. Перечень таких изменений я рекомендую, в свою очередь, классифицировать по ряду признаков:

  • профессиональные знания

  • профессиональные навыки

  • личностные изменения (soft skills)

  • финансовые изменения (рост зарплаты в среднесрочной перспективе)

  • изменения для семьи (для тех, кто уже обзавелся вторыми половинами и детьми или планирует рождение детей)

По всем перечисленным пунктам нам необходима конкретика, даже в том случае, когда основной мотив звучит так: «Надоело тут всё, хочу гарантированно уехать». Иными словами, попробуйте свое желание «хочу гарантированно уехать» разложить по полочкам.

Страна? Что является желаемой точкой на карте? Как там с работой? Что будет в этой стране или странах через 2-3 года? Мы должны научиться думать большими отрезками времени.

Здесь сразу подключается анализ отраслевой составляющей, ведь каждая точка на карте, которую Вы для себя рассматриваете – имеет свои отраслевые характеристики, сильные и слабые стороны. Кто основные компании, нанимающие выпускников той или иной школы / программы? На какие позиции я могу / хочу претендовать? Чего мне не хватает с точки зрения знаний, навыков, опыта, чтобы претендовать на эти позиции? Что есть в конкретной программе обучения / бизнес-школе, что позволит мне уверенно сделать шаг к желаемой карьере?

Поверьте, если после подобного анализа и получения ответов на все поставленные вопросы у Вас получится список аргументов со знаком «плюс», - Вы не просто готовы к изменениям, более того – Вы уже запустили механизм этих изменений.

Отдельно отмечу, что подобный анализ целесообразности обучения за рубежом применим и для тех, кто планирует вернуться на Родину после окончания учебы.

Четкое понимание возможности изменений в плане отрасли и специализации в сочетании с расширением мировоззрения, межкультурных и интеллектуальных границ, позволит тем, кто планирует возвращение домой не бояться и не принимать близко к сердцу традиционные для этой темы комментарии скептиков.

В заключение отмечу, что ответить на вопрос «А стоит ли мне ехать учиться за границу», следует попробовать и тем, кто об этом еще ни разу не задумывался. Это будет хорошая проверка Вашей готовности к серьезным изменениям в жизни.

Те, кто успешно пройдут такую проверку, далее перейдут к этапу 2 - «Испытание поступлением». Здесь Вам предстоит на практике продемонстрировать «зачем и ради чего Вы это делаете» - сдаете языковые тесты, тратите время на подготовку к GMAT/GRE, общаетесь с представителями бизнес-школ, подаете документы на стипендии, пишете эссе, снимаете видео (да-да, и такое будет), ну и между делом работаете.

На втором этапе 70% участников «гонки» суждено сойти с дистанции. Те же, кто останется, будут уже совершенно другими по образу мысли и решительности людьми.

Автор статьи: Виктория Пралич — партнер Global Recruitment Solutions, автор проекта Vicareer.ru.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...
Error get alias