блог

Современные методики профориентации для эффективной диагностики

профориентация
Кандидат психологических наук, доцент Московского городского университета управления Правительства Москвы, преподаватель программ MBA, карьерный консультант, психолог, бизнес-тренер. Консультирование по вопросам профориентации, самоопределения, профессионального выгорания, карьерного развития. Преподаватель курса «Профориентатор будущего» в Школе Карьерного Менеджмента.
«О, какая красивая девочка — длинные ноги, высокий рост! Надо идти в модели или актрисы». А если у мальчика атлетическое телосложение, ему идти в охранники?
Мы часто раздаем рекомендации по выбору профессии с ходу, по каким-то только нам понятным критериям. А что получает подросток? Определенные установки, которые пытается реализовать, если нет внутреннего осознания собственного призвания и своих сильных сторон.

Идея профориентации впервые стала популярной в начале XX века, когда появилась возможность реализовать себя. С тех пор возможностей становится с каждым годом все больше, а вот ясности по поводу правильного выбора профессии нет. Ни у родителей, ни у детей, ни у помогающих специалистов — психологов и учителей.

Как понять, что подросток сделал правильный выбор? Как определить те сильные стороны, которые вырастут в ключевые компетенции будущей профессии?

Инструменты для диагностики компетенций XX века

Затрону сейчас одну их сторон работы профориентатора — диагностику ключевых компетенций, способностей и личностных качеств, сформированных на момент обращения подростка к специалисту. Качественно проведенная оценка позволит в дальнейшем определить не только варианты профессионального выбора, но и разработать индивидуальный образовательный маршрут.

Вопросы диагностики в профориентации являются ключевыми. В связи с этим количество инструментов достаточно обширно. Большая часть находится в открытом доступе и знакома всем, кто соприкасается с профориентацией. Наиболее популярные из них.
Научитесь определять компетенции подростков и станьте востребованным профориентатором с крепкой методологической базой и сертификатом
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

Классика профориентационных методик. Выявляет предпочтения тестируемого в пяти профессиональных сферах — «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек-техника», «Человек — знаковая система», «Человек-художественный образ». Опросник краткий и простой, поэтому его часто используют как базу для профориентации детей в школах и для самостоятельной диагностики. Он содержит ряд из 20 вопросов в формате «Представьте, что вы можете заниматься любым делом, которое вам нравится, — что выберете из двух предложенных?». И даются два варианта ответа — нужно выбрать только один.

Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда

По мнению Джона Холланда, человек будет успешен профессионально, если выберет деятельность, соответствующую его типу личности и профессиональной среды, на которую он ориентирован. С помощью его опросника можно соотнести предпочтения человека и его способности с профессиями, где они требуются. Холланд выделил шесть ключевых профессионально-ориентированных типов и предлагает отнести личность к одному из них: реалистическому (Р), исследовательскому (И), артистическому (А), социальному (С), предпринимательскому (П), конвенциональному (К).

Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)

Этот метод профориентации был разработан еще 1968 и неоднократно изменялся на протяжении своего существования. «Карта интересов» от А.Е. Голомштока применяется для профориентации старшеклассников и студентов. Тест позволяет выявить их склонности к одному из 29 направлений профессиональной деятельности — физика, математика, химия, биология, медицина, иностранные языки, литература, сценическое искусство, военные специальности и другие.

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г. В. Резапкиной)

Предназначен для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности — сфере умственного или физического труда, технических интересов, искусства, работы с людьми и др.

Эти методики разработаны в XX веке и используются до сих пор. Все они дают определенные рекомендации по соответствию тестируемого сфере труда. Однако в практическом использовании возникает много проблем: что делать подростку с такой рекомендацией? Какие профессии он должен отнести к предпочитаемой по тесту сфере? Как на основе этого подобрать вуз/колледж? И главный вопрос — на какие профессии будущего он должен ориентироваться, ведь на рынок труда как полноценный специалист такой подросток выйдет через 7-10 лет?

Ответа на эти и другие вопросы данные методики не дают. На основании такого тестирования сложно построить корректный профессиональный выбор, сориентироваться в трендах мира профессии, построить образовательный развивающий маршрут.
Современный инструмент для диагностики компетенций

Анализ диагностических инструментов навел меня на методику Digital Human®. Что в ней ценного?

Разработана профессиональными психологами И.М. Богдановской и А.Н. Кошелевой на базе РГПУ им. Герцена, представлена в онлайн-формате (П. Киселев).

Валидизирована на российской выборке подростков из семи федеральных округов, статистически обработана.

Дает рекомендации по современным сферам труда, конкретным профессиям и выбору образовательного учреждения.


Содержательно Digital Human® дает большой материал для работы специалиста. Ядром методики профориентации является определение ценностей и интересов подростка. На основе профиля ценностных предпочтений даются рекомендации по выбору профессиональной сферы.

В тесте выделяется 10 профессиональных сфер:

  • сфера медиа;
  • сфера образования;
  • сфера экономики и управления;
  • сфера здравоохранения;
  • сфера маркетинга и продаж;
  • креативная сфера;
  • сфера производства;
  • сфера IT;
  • научно-исследовательская сфера;
  • сфера силовых структур.

Субтест «Мотивы выбора профессии» определяет ведущие мотивы, характеризующие цели и смыслы будущего профессионального образования.

Наиболее ценным является перечень ключевых компетенций (soft skills), используемые современными специалистами по управлению персоналом:

  • амбициозность;
  • лидерство;
  • убеждение, оказание влияния;
  • стратегическое мышления;
  • аналитичность;
  • организованность;
  • адаптивность;
  • профессиональное развитие;
  • креативность;
  • кооперативность;
  • общительность;
  • стрессоустойчивость.

Их анализ позволяет прогнозировать профессиональную успешность и разрабатывать образовательные треки.
Подпишитесь на рассылку! 50 000 ваших коллег уже читают нас.
Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓
Важным является выявление стратегий родителей по отношению к профессиональному выбору ребенка. Тест ранжирует выраженность четырех стратегий:

1. Поддерживающая стратегия.

2. Стратегия формирования семейной династии.

3. Стратегия навязанного выбора;

4. Стратегия ухода.

Конкретизация выбора родителей в этом методе профориентации представлена их предпочтением профессиональной сферы ребенка. Здесь интересно посмотреть совпадения видения самого подростка и их родителей. Очевидно, что родителями являются теми значимыми взрослыми, которые формируют и определяют выбор подростка. Поэтому важно, чтобы они ориентировали ребенка на такой выбор, который поможет развить в будущей профессии сильные стороны личности подростка.

Субтест «Академическая успеваемость» и «Стили обучении» дает возможность увидеть образовательные возможности подростка и определить на этой основе индивидуальные способы развития компетенций. Больше о методике можно узнать на странице Digital Human®.

Таким образом, качественно проведенная диагностическая работа по выявлению личностных особенностей подростка позволит качественно соотнести их с образом будущего профессионального выбора и наметить адекватные пути их развития. Используйте для самоопределения современные и не устаревшие методики профориентации.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.

Приглашаем на курс «Профориентатор будущего»

80% курса — это практика, которая включает отработку инструментов, работу в паре и группах, супервизию. После обучения вы получите пошаговую инструкцию для работы с подростками и понимание, как строить программу карьерного консультирования от тестирования и анализа результатов до построения образовательного маршрута и рекомендаций учебных заведений.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...