Блог

6 трендов высшего образования, которые изменят мир

профориентация
Несомненно, что первые два месяца 2020 года войдут в новейшую историю человечества как начало глобального кризиса и переломного момента, последствия которого будут ощущаться еще достаточно долго.
Ляззат Асабаева
Независимый профориентатор с опытом работы в лучшей физико-математической школе г. Алматы, Казахстан. По профессии финансист, кандидат экономических наук. По призванию консультант. Выпускница курса «Профориентатор будущего».
По всему миру компании, в лучшем случае, переводят своих работников на удаленную работу, либо отправляют в неоплачиваемые отпуска. А многие даже объявляют о сокращениях.

Рынок труда и без того сильно поменялся последнее десятилетие, но, вероятнее всего, сейчас мы находимся на пороге новых значительных изменений и требований к специалистам.

Все это естественным образом влияет на систему высшего образования, которая ранее уже начала, пусть пока медленно, но в целом последовательно, пересматривать устоявшиеся годами традиции и системы обучения. Работодатели диктуют новые правила, образовательная система реагирует соответственно, а новые кризисы ускоряют эти процессы во много раз, заставляя «бежать как минимум вдвое быстрее» только для того, чтобы сохранить роль и место образования в нашей жизни.

Новые предметы, формы и методики подачи материалов, новые способы коммуникаций преподавателей и студентов, даже новые технологии оплаты обучения — наиболее эффективные достижения системы высшего образования. Они появились в стремлении соответствовать реалиям современного мира, успешно тиражируются и внедряются передовыми университетами планеты.

Самый главный тренд, онлайновое обучение, из модной, но необязательной технологичной практики превратился сейчас просто в жизненную необходимость. По всему миру университеты, колледжи и школы, переводят учащихся на удаленное обучение. Университеты Гонконга еще в прошлом году, когда там произошли массовые беспорядки на политической почве, подтвердили актуальность новой практики активным ее внедрением и подтолкнули к переводу студентов ведущих мировых университетов на онлайновое образование. Небезызвестная Coursera недавно объявила об открытии доступов ко многим платным ресурсам.

Можно предположить, что если режимы изоляции и переход учебных заведений на дистанционное обучение продлятся достаточно долго (от нескольких месяцев), вероятно, даже после стабилизации ситуации многие университеты и школы будут и дальше практиковать занятия на онлайн-платформах и искать альтернативные методы обучения.

Давайте обозначим тренды.
Научитесь выстраивать образовательный маршрут и ориентироваться в современном рынке образования, получите новые навыки и повысьте доход от работы профориентатора →
Онлайн-образование становится все более приемлемым вариантом
Возможно, самое большое достижение в высшем образовании — это онлайн-обучение.

В настоящее время 1/3 студентов высших учебных заведений (США) посещают хотя бы один класс онлайн.

За последние 15 лет в США количество учащихся на онлайн-курсах выросло более чем в четыре раза, и онлайн-обучение набирает популярность во всем мире. Учитывая возросшую стоимость высшего образования, дистанционные программы предлагают не только повышенную гибкость, но и значительное снижение стоимости.

Например, та же Coursera предлагает полностью онлайновую степень магистра в Университете Пенсильвании по компьютерным и информационным технологиям за одну треть стоимости версии для кампуса.

На следующие тренды стоит обратить внимание молодым людям, которые находятся в начале планирования своего высшего или среднего образования.
На следующие тренды стоит обратить внимание молодым людям, которые находятся в начале планирования своего высшего или среднего образования.
Уход от традиционной предметно-ориентированной трансляции знаний
Коммуникации, критическое мышление и стратегическая командная работа становятся центральными процессами нового образования.

Студенты с первого года обучения вовлекаются в реализацию различных проектных работ, в университетах создаются открытые площадки для разработки технологических стартапов.

Учебные заведения все активней внедряют программы Coop, суть которых заключается в комбинировании учебы и работы. Эти программы решают множество проблем: использование на практике полученных теоретических знаний, выработка навыков поиска и нахождения работы, частичное покрытие финансовых затрат на обучение.
Повышение спроса на средне-специальное образование
Опять же, принимая во внимание происходящие события в мире и ожидаемую рецессию, которая сопровождается сокращениями и ростом безработицы, можно прогнозировать, что многие выпускники школ обратят свои взоры на более экономные и быстрые по срокам обучения варианты получения профессии. А это различные колледжи и, даже, различные форматы получения второго специального образования для тех, кто решил сменить или же вынужден сменить свою профессию.
Возрастание роли такого образовательного инструмента, как Виртуальная реальность
Технология виртуальной реальности (VR) — это не просто последнее увлечение в мире видеоигр. Преподаватели ищут новые педагогические подходы для повышения вовлеченности студентов, поэтому применение этой технологии будет только расширяться.

Устройства виртуальной реальности могут использоваться для всего: от создания виртуальных лабораторных помещений для химических экспериментов до моделирования медицинских процедур.
Переход на компетентностное образование, которое снижает затраты и сокращает время завершения обучения для студентов
Получение степени данным нетрадиционным путем — еще одно новое веяние последнего времени.

Студенты, обучающиеся по программам, основанным на компетенциях, осваивают индивидуальные навыки и области знаний в темпе, который лучше всего подходит для них.

Эксперты отмечают, что еще слишком рано прогнозировать эффективность этих программ, но их популярность среди студентов и работодателей продолжает расти. Ожидается, что количество программ, основанных на компетенциях, увеличится в ближайшие пять лет, и 83% учреждений, в которых уже есть программы, ожидают их роста.
Использование новых схем по оплате образования
Соглашения о доле дохода (ISAs) помогают студентам финансировать свое обучение (пока это доступно только гражданам США)

Суть таких соглашений сводится к тому, что если вы не способны оплачивать свое обучение, Университет предлагает обучение с отсрочкой платежа — стоимость возвращается долями после получения степени и выхода на работу.

Например, студенты должны возвращать по 20 процентов своего дохода за первые пять лет работы, если они не находят работу — они не несут ответственности за выплаты. Учреждения делят риск со студентами, и в этой конкретной программе несут ответственность за результаты учащихся. И в таких случаях университет напрямую заинтересован в успешном трудоустройстве своего выпускника.

Схема очень интересная, надеемся, что она будет активно развиваться и, может, даже станет доступной и для международных студентов.
Несомненно, что темпы инноваций в высшем образовании будут нарастать, поскольку сектор продолжает сталкиваться с высокими затратами, снижением отдачи от инвестиций и несовпадением предлагаемых знаний с требуемыми на рынке труда навыками.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.

Приглашаем на курс «Профориентатор будущего»

80% курса — это практика, которая включает отработку инструментов, работу в паре и группах, супервизию. После обучения вы получите пошаговую инструкцию для работы с подростками и понимание, как строить программу карьерного консультирования от тестирования и анализа результатов до построения образовательного маршрута и рекомендаций учебных заведений.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...
Error get alias