В моем сопровождении есть клиентка, которая в процессе движения по карьерной лестнице, после назначения ее менеджером отдела развития бизнеса, получила от руководства Компании предложение вернуться на прежнюю позицию, т.к. по их мнению не смогла закрепиться в повышенном должностном статусе. Свое состояние в момент обращения назвала как «синдром эмоционального выгорания», признаки которого реально наблюдались.
В ходе работы с клиенткой мы отработали всевозможные способы компенсации «выгорания». Стоит ли говорить, что определение эмоциональных состояний для нее было крайне проблематично? Симптоматика частично, но настойчиво возвращалась. Назрела необходимость окунуться в прошлое, в ценностный профиль клиентки.
Выявили следующее:
Базовые ценности клиентки — удовлетворение от работы/самосовершенствование/материальное вознаграждение.
Послания, транслируемые отцом клиентки: упорный труд/все во имя карьеры/доверять другим опасно/не позволяй себе слабости/ты должна быть лучшей.
Послания, транслируемые матерью клиентки: Бог терпел и нам велел/слушайся папу, он лучше знает.
Понятно, что клиентка провалилась в «яму» неуверенности в себе, как только столкнулась с ситуацией, управление которой вышло из под ее контроля. Поиск критериев «ожиданий к себе» привел к вполне конкретным эпитетам, которыми награждали родители: «Несмышленыш наш», «Ты плохо стараешься», «Мое внимание надо заслужить», «Мы для тебя все делаем, а ты нас позоришь». Отмечу, что клиентка — единственный ребенок в семье военного, детство прошло в маленьком сибирском городке. В школу-интернат для одаренных детей ее отправили в 9-летнем возрасте , по окончании она поступила в столичный ВУЗ и успешно прошла по конкурсу в международную компанию, где работала более 8 лет.
Несколько лет назад клиентка имела похожий опыт со сломом в карьере, когда она трудилась в филиале этой же компании в Санкт-Петербурге. Тогда она занималась продажами, но эффективно и устойчиво развивать клиента (известную сеть ритейла) талантливой девушке было сложно. Почему? Не клеился переговорный процесс. В переговорах одним из важных навыков является установление и поддержание контакта с клиентом, т.е. умение считывать и пользоваться эмоциональными каналами коммуникации. Но помощь в распознавании как собственных, так и чужих эмоций не входил в арсенал обучения ее родителей. Настал момент , когда «завал» в продажах стал очевиден, клиенты начали избегать сотрудничества с ней.
Ее перевели в аналитический отдел, где нужно было общаться с цифрами и таблицами. Эту локацию она перенесла тоже тяжело, потому что не понимала, в чем ее ошибка. А знаете, что ее спасало в этот период? Волонтерство! Место, где от нее мало требовали, где ее принимали такой, какой она есть, не оценивая и не осуждая за опоздания или невыход. Но вмешался папа, сказав, что это глупости — тратить время на то, за что ничего не платят и никак не помогает карьере. Ушла из волонтерства.
Прошли годы ее карьерного пути и мы имеем описанный выше результат. Человек, внутренне согласившись с мнением родителя, не сможет выйти за рамки их убеждений. В сознании родителей успехи ребенка или уже взрослого сына или дочери — это их успехи. Родитель может чувствовать себя удовлетворенным своей ролью, когда наблюдает за карьерными успехами детей.