Респонденты также могли давать собственные ответы на этот вопрос, и среди них есть те, кто готов рискнуть и запустить собственный бизнес (создать ИП), переехать в другую страну, перейти в другую сферу и даже продать душу (страшно подумать - кому J). Все же храбрые люди собрались в моей аудитории опроса!
Выводы
А теперь – внимание, коллеги! Чего же ждут от нас те, кто, имея такую возможность и будучи готовым заплатить, все же воспользовались бы услугами карьерного консультанта.
Здесь не было готовых вариантов ответов и поэтому я позволила себе сгруппировать собственные ответы респондентов по основным тематическим сферам:
Сфера 0: «Карьерный консультант мне не нужен». Эта формулировка также сопровождалась комментариями, что это развод на деньги и т.д. Снова, на мой взгляд, сигнал того, что рынок соискателей и даже тех, кто хочет развиваться в текущей компании, мало информирован об услуге либо информирован некачественно.
Сфера 1: «Трудоустройство». Этот мотив звучит у всех респондентов очень по-разному: от требования контактов потенциальных работодателей и гарантированного 100% трудоустройтсва в желаемые компании до помощи в поисках контактов таких работодателей и устраивающих респондента компаний и коллективов. И снова про незрелость рынка и путаница с услугой «job hunting» (при всей ее неоднозначности, такая услуга есть и многие готовы платить за это, но она адресована прежде всего топам и имеет крайне жесткие условия применения).
Сфера 2: «Исследование возможностей рынка для моей дальнейшей карьеры». Вот тут мы уже начинаем понемногу приближаться к тому, что несет в себе услуга карьерного консультирования и в чем есть усилия и консультанта, и клиента. Здесь люди писали и про таргетирование поиска, и про новые ниши, и про сферы применения имеющегося опыта, и про четкое понимание, кому могут быть интересны кандидаты «50+».
Сфера 3: второе место по многочисленности) «Резюме + интервью». Здесь, на мой взгляд, торжествует наиболее часто встречающееся рыночное предложение многих действующих карьерных консультантов, сводящееся к формуле «подготовим резюме, подготовим к интервью». Что ж, это действительно востребованная часть услуги карьерного консультанта, но далеко не первая в последовательности действий и не основная, если говорить об истинных запросах. Это услуга «обертки» того, что уже есть у человека, четко знающего, куда ему идти. Но если четкого понимания нет или оно требует переосмысления, то мы приходим к
Сфера 4: «Моя карьера». Все, что я объединила под этим общим названием опроса, лежит в плоскости совместной работы консультанта и клиента, их совместных усилий по созданию плана действий и обеспечения дальнейшего движения клиента по нему. Респонденты этой сферы говорили про определение своих сильных сторон (и слабых – ну не могут у нас люди пока что говорить про зоны развития), анализ своих возможностей, определение карьерного фокуса, понимание карьерной цели, определение вектора движения к ней, конкретизацию поиска, позиционирование и развитие личного бренда, создание плана дальнейших действий, и в конечном итоге – обретения той сферы, где человек найдет свое применение и будет счастлив. В работе над этим респонденты хотят конкретности и четкости, понимания и информации о том, чего они не могут знать о рынке труда.
По сути, именно 4 сфера и описывает то, что входит в понятие карьерного консультирования , а сфера 3 дополняет ее созданием необходимых инструментов для движения клиента к цели (резюме, интервью, сопроводительное письмо). Сфера 2 тоже вполне соответствует задачам в консультировании, но эта работа идет не первой, а, вместе со сферой 3, помогает начать движение, сверив цель, желания и возможности клиента с действующим состоянием рынка труда.
Я еще раз искренне благодарю всех моих респондентов и подтверждаю: любое ваше мнение очень ценно не только лично для меня, но и для перспектив развития рынка карьерного консультирования в России, для множества моих коллег, которые также исследуют свои целевые аудитории и, как и я, стремятся быть максимально полезными своим клиентам.