Термин
«стеклянный потолок» (glass ceiling) появился в 80-е годы прошлого века. Американские феминистки (
Мерилин Лоден,
Гэй Брайант,
Линн Морли Мартин) стали открыто говорить о проблеме карьерного продвижения женщин. Статистика и гендерные исследования говорили о том, что практически в любой компании даже очень способная женщина рано или поздно достигала должности, выше которой она не может продвинуться.
Сегодня это понятие понимается шире и относится в равной степени и к мужчинам. Но по-прежнему понятие «стеклянный потолок» связывают с некими внешними обстоятельствами. В сообществах карьерных консультантов и эйчаров мы часто обсуждаем те негласные барьеры, которые ограничивают рост руководителя внутри компании.
Вот некоторые из этих барьеров:
- пол
- возраст
- национальность
- предубеждения и стереотипы в корпоративных масштабах
Эти ограничители встречаются в компаниях различного профиля и размера. И не обязательно в российских — в иностранных это явление не является редким.
Ограничение в карьерном продвижении по полу характерно для тех компаний, чьи владельцы и высшее руководство склонны к гендерным предубеждениям и стереотипам.