Кандидат философских наук, сертифицированный консультант по методике «#Профориентация», эксперт по карьерной навигации госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 гг.».
В обществе 21 века в профориентации важны самоопределение и самодетерминация («self-construction»). Самоопределение формируется постепенно, и мы можем помочь в этом школьникам, создавая игровые форматы профориентации, когда можно «попробовать несколько раз», чтобы научиться выбирать и делать осознанный выбор.
Одна из практик, апробированная на протяжении трёх лет в Татарстане — это организация профессиональных проб вместе с работодателями — «Кампус профессиональных проб». Расскажу про наш опыт и как мы реализовали решение профориентационных задач на практике.
Целевая аудитория
Школьники 7-11 классов и учащиеся колледжей.
Решаемая задача
Профессиональное самоопределение, ранняя профессионализация, знакомство с актуальными профессиональными сферами. «Проба себя» в различных профессиях позволяет молодым людям узнать, какие компетенции необходимы в таких сферах, как: энергетика, МЧС, здравоохранение, флористика, 3D дизайн, машиностроение и других.
Теоретический фундамент профпроб
Это 4 условия самореализации личности:
1. Лучшие знания о жизнедеятельности.
2. Раскрытие потенциала. Преимущества и зоны роста.
3. Применение своего потенциала в деятельности или Лучшие практики применения себя.
4. Рефлексивная позиция по отношению к себе и миру.
Профпробы интегрируются в образовательный процесс, с одной стороны, как применение, теоретических знаний на практике, и с другой стороны, как запрос на теоретические знание или получение образования, исходя из его «недостатка», когда ты попробовал себя на практике. Так, по мировому стандарту молодому человеку необходимо пройти 40 профпроб до 25 лет.
Профпробы ярко иллюстрируют восточную мудрость, которая гласит: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Позволь мне сделать — и это станет моим навсегда». Профпробы дополняют образовательный процесс, как возможность «сделать самому».
Дополнительно, на профпробах происходит взаимодействие представителей предприятий и преподавателей, которые сопровождают детей. Происходит своеобразная «профориентация для преподавателей» — воплощается идея дуального обучения, реальная ситуация на предприятии, соединение теории и практики. Преподаватели по профильным предметам понимают, где пригодится изучение их предмета.
Изучите новые инструменты и методики профориентации для школьников на онлайн-курсе для профориентаторов, повысьте свой уровень профессионализма и дохода →
Узнать больше
Суть методики
Заключается в том, что площадку профпроб организуют сами работодатели, мы создаем «пространство встречи» работодателя и молодых людей. Для будущих абитуриентов — школьников старших классов и учащихся колледжей — особенно важно вовремя определиться с будущей профессиональной сферой, чтобы поступать в вуз более осознанно.
Одновременно профпробы проходят на 10 различных площадках предприятий и организаций региона. Есть специфика сотрудничества с тремя группами партнеров: А) ведущие предприятия региона и востребованные сегодня профессии (инженер — технолог, монтажник электрооборудования летательных аппаратов, телеведущий, фельдшер, слесарь механосборочного цеха, маляр цеха окраски автомобильного производства); Б) организации сферы услуг (флорист, повар, фотограф); В) «профессии будущего» (веб-разработчик в сфере чат ботов, веб-дизайнер и т.д.)
Профпроба на каждой площадке занимает 20-30 мин. Участники в течение нескольких минут узнают необходимую информацию о профессии от практикующих специалистов компаний республики, задают интересующие их вопросы, а затем «пробуют» себя в этой профессии.
Результаты
1. Актуализация проблемы выбора профессиональной сферы.
2. HR-брендинг предприятий.
3. Повышение лояльности молодых людей к бренду предприятий.
С чего необходимо начать (первые 5 шагов к успеху)
1. Встреча с работодателями, обсуждение формата профпробы.
2. Подготовка пространства, которое позволяет разместить до 10 площадок профпроб одновременно (каждая площадка профпроб примерно 20 м2).
3. Реальное производственное оборудование, которое можно «потрогать руками» во время профпробы.
4. Распределение времени профпробы: 20% — теория, 80% практика.
5. Подготовка волонтеров.
Как практика развивает сотрудничество с кадровыми партнерами
1. Неформальное сотрудничество.
2. Представители предприятий понимают, что в рамках профпроб напрямую не решается задача трудоустройства на то или иное предприятие, такие проекты рассчитаны на улучшение лояльности к компании, HR-брендинг. Сложно измерить результат, но он неоценим.
3. Работодатели видят специфику молодого поколения:
— для современного поколения важен HR-бренд, важен климат предприятия и организации;
— для большинства молодых людей совершенно непонятно, что стоит за профессией, например: кто такой «слесарь механосборочных работ»;
— школьников после профпробы интересует, где учится, как учится, сколько учиться;
— у большинства молодых людей заинтересованность, куда пойти учиться, чего можно добиться, каких высот достичь в профессии, вопросы по содержанию профессии.
Подпишитесь на рассылку! 50 000 ваших коллег уже читают нас. Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓
Обеспечение практики (инфраструктура)
1. Организация пространства, технически оснащенного, так как предприятия-партнеры привозят на площадки профпроб оборудование.
2. Обеспечить поток школьников и учащихся колледжей (задействовать формат выставки, форума и т.д., административный ресурс).
3. Логистика прохождения профпроб.
4. Подготовка волонтеров, которые будут помогать организации профпроб на площадках и обеспечивать логистику.
5. Экспоплан размещения площадок, таблички с логотипами предприятий и организаций и названиями профессий.
Обеспечение практики (контент)
1. Содержательная работа с представителями предприятий — партнеров, организаторов профпроб. Эффективней, когда своими наработками делятся участники предыдущих профпроб — представители предприятий. Разработка сценария профпроб и работа с работодателями с учетом их интересов и специфики профпробы.
2. Реклама профпроб как нового формата игровой профориентации в школах и колледжах.
3. Организация работы дополнительной площадки «Надпредметные компетенции» — тренинги для самооценки soft-компетенций, которые позволят молодым людям сделать более осознанный выбор профессии.
4. Подготовка, а затем обработка и анализ анкет обратной связи от участников профпроб.
5. Сбор и анализ обратной связи от представителей предприятий и организаций по улучшению формата профпроб.
Как практика позволяет решать задачи устойчивого развития территорий
Профпробы ведущих предприятий региона, востребованных профессий, профессий будущего. Партнерское взаимодействие молодых людей и представителей предприятий. Взаимодействие «школа — ВУЗ — предприятие». Интеграция молодых людей в развитие своих регионов. Тиражируемость, массовый охват, бюджетный формат. Разработка контента под определенную задачу или формат профпроб: А) массовый формат выставки или форума («Кампус профессиональных проб»); Б) локальная профпроба на предприятии; В) профпробы от предприятия в отельном учебном заведении.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Приглашаем на курс «Профориентатор будущего»
80% курса — это практика, которая включает отработку инструментов, работу в паре и группах, супервизию. После обучения вы получите пошаговую инструкцию для работы с подростками и понимание, как строить программу карьерного консультирования от тестирования и анализа результатов до построения образовательного маршрута и рекомендаций учебных заведений.
Узнать больше о курсе
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге: