Карьерный консультант, директор по персоналу Уральского дивизиона федеральной торговой сети уровня ТОП-3. Общий стаж в HR — более 15 лет. Опыт работы в сфере продаж и клиентского сервиса, FMCG, ритейл. Выпускница онлайн-курса «Введение в карьерное консультирование».
Как театр начинается с вешалки, так работа карьерного консультанта начинается с запроса клиента.
Что же такое «запрос клиента»? Я это понимаю как то, что клиент ожидает получить в результате. Его проблема или сложность, которую необходимо сформулировать как цель и получить в итоге работы с карьерным консультантом как результат.
В начале практики карьерного консультирования мне казалось, что получить запрос — это самое простое. Но не все так просто: понимаю это сейчас, спустя 1,5 года практики.
Хочу сделать акцент на том, что снятие и прояснение запроса — это главный шаг на пути к достижению цели и важный этап в карьерном консультировании. Потому что он влияет на то, к какому результату вы будете вести клиента, какие будете использовать инструменты и методы работы и даже будет влиять на ваше решение о работе с клиентом.
Как сформулировать запрос клиента
На обучении в Школе Карьерного Менеджмента преподаватель Айгюн Курбанова рассказывает о типах клиентов и категориях запросов. Опираясь на эти знания и свою практику, я сделала для себя следующие выводы:
Первичный запрос в 90% случаев НЕ является истинным. За ним, как правило, прячется нечто недоговоренное, так как клиент чаще всего сам не понимает всей глубины ситуации — что привело его в эту ситуацию и как можно двигаться дальше.
Поступивший от клиента запрос необходимо «очистить» от эмоций. Часто под видом запроса поступают жалобы: «не могу найти работу», «меня не приглашают на собеседования», «надоела моя работа, не знаю, что хочу». И даже если клиент пришел не с жалобой, а с проблемой, то и в этом случае отделение эмоций от конкретики помогает внести ясность, описать сложившуюся ситуацию с выделением фактов и сформулировать запрос в виде ожидаемого результата.
Я в этом случае применяю 2 метода:
Письменная анкета перед первой сессией, где предлагаю клиенту ответить на вопросы:
Опишите вашу текущую ситуацию.
Напишите вопросы, которые хотелось бы обсудить со мной и разрешить в ходе консультаций.
Какую помощь вы ожидаете от меня получить?
Что я должна учесть в работе лично с вами?
Открытые вопросы в начале сессии:
Что вы хотите получить в результате нашей работы?
Давайте представим, что сессия завершилась, как вы поймёте, что она была успешна? Что должно произойти?
Научитесь формулировать карьерный запрос клиента на курсе для карьерных специалистов. Повысьте профессиональный уровень и доход от консультаций
Научиться
3. Изучив полученную анкету и установив контакт с клиентом — важно для себя понять, могу ли я помочь клиенту в решении его запроса и готова ли я работать с этим клиентом?
Первая часть вопроса — это про мою специализацию и квалификацию. Если я понимаю, что не могу помочь клиенту, то либо отказываю, либо перенаправляю его к своим коллегам. Это общее правило в карьерном консультировании.
А вот вторая часть вопроса «готова ли я работать с этим конкретным клиентом» — это личный выбор. Я, к примеру, не готова работать с клиентом, если он ждет, что всю работу за него буду делать я, который требует гарантий трудоустройства, который скрывает информацию и не готов к сотрудничеству. Но, к счастью, таких клиентов единицы. Как правило, к карьерному консультанту обращаются осознанные, зрелые и готовые к работе над собой люди.
Что делать, если клиент пришел с жалобой
Жалоба — это еще не запрос. Это выражение неудовольствия чем-либо. Жалобы часто звучат как эмоциональные высказывания, описания того, что беспокоит клиента. Например: «мне надоела моя работа, я устал, что хочу — не знаю», «я никому не нужна, меня не приглашают на собеседования», «все мои коллеги давно стали директорами, а я всё сижу в менеджерах».
Если говорить о категориях запросов, то жалоба — это эмоциональный и размытый запрос. Чтобы начать работать на результат, карьерному консультанту предстоит тщательно проработать следующие моменты:
1. Выслушать жалобу, отнестись к ней небезразлично. Чаще всего с жалобами приходят эмоциональные клиенты, которым требуется поддержка, помощь в обретении уверенности и создание для них комфортных условий взаимодействия с консультантом.
2. Провести анализ ситуации.
В этом поможет Модель SCORE:
1. S — symptoms. Ситуация (настоящее)
· Расскажите о своей ситуации.В чем она выражается?
· Как можно обозначить ту проблему, которую предстоит решить?
· На что повлияла (к чему привела) данная ситуация?
· Что Вы чувствуете в текущей ситуации?
· Как Ваше близкое окружение оценивает текущую ситуацию?
2. C — causes. Причины (прошлое)
· А что было раньше?
· Когда начались эти проблемы?
· Как развивалась ситуация?
· Сейчас стало лучше или хуже?
· Что было самым сложным (самым большим провалом) за этот период?
· Что хорошего в этой ситуации? Чему она научила? Чего бы не случилось?
3. R — results. Желаемый результат (будущее)
· Чего бы хотелось в идеале?
· Вы сказали, что не хотите..., а чего бы хотелось взамен?
· Как Вы поймете, что достигли желаемого результата?
· Как будете себя чувствовать, когда достигнете желаемого?
4. E — effects. Эффекты (долгосрочное будущее)
· Представьте, что Вы достигли своей цели и прошло некоторое время.
· Что изменилось в жизни?
· Какие плюсы, какие минусы?
· Что можно было бы улучшить в том результате, который получился?
5. O — outcomes. План действий
· Какие у Вас сейчас есть мысли относительно того, как достичь желаемого результата? Что чувствуете?
· Какой главный вызов перед Вами стоит? Какой путь предстоит пройти? Чему научиться?
· Что было бы правильным первым шагом/шагами?
Подпишитесь на рассылку! 50 000 ваших коллег уже читают нас. Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓
3. Перевести жалобу в запрос методами активного слушания, перефразирования и «5 почему», сформулировать ее в формате SMART
Например, запрос одного моего клиента трансформировался из «Все мои коллеги давно стали директорами, а я всё сижу в менеджерах» в запрос «Мне нужна помощь в принятии решения — уходить или остаться». Соответственно, для достижения результата были выбраны следующие методы и инструменты работы:
1. Матрица принятия решения «Декартова матрица (декартовы координаты)»
2. Составление максимального перечня вариантов решения с описанием выгод и последствий каждого из вариантов.
3. Составление плана по достижению выбранного варианта.
В итоге консультации клиент принял решение, и мы совместно определили основные шаги в реализации принятого решения.
Снятие и прояснение запроса — наиважнейший этап в работе карьерного консультанта, поскольку ошибка в понимании запроса и недостаточное обследование ситуации уведет и консультанта, и клиента в неверном направлении. А значит, не приведет к ожидаемому результату. Разочарованный клиент или примет неверное карьерное решение, или будет неудовлетворен работой с консультантом, что отразится на репутации последнего.
Желаю вам научиться тонкому искусству работы с запросами, точно определять ожидания клиентов и достигать с ними отличных результатов!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Приглашаем на курс «Карьерный консультант — специалист по развитию карьеры»
Освойте новую онлайн-профессию и HR-специализацию, получив дополнительный источник дохода. У нас повышают квалификацию HRD, руководители HR-функций и практикующие карьерные консультанты. Найдите новый вектор развития в карьере, начните консультировать клиентов онлайн из любой точки мира или работать с карьерой сотрудников внутри компании.
Узнать больше о курсе
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге: