Блог

Рынок карьерного консультирования в 2020 и тренды его развития

карьерное консультирование
Эксперт по управлению карьерой и поиску работы. 15+ опыт работы в подборе персонала; 10+ опыт работы в карьерном консультировании, в т.ч. 1000+ участников проектов аутплейсмента (FMCG, фарма, ИТ, банки, производство и др. индустрии); Сертифицированный консультант по Карьерным переходам (Career Partners International) и Развитию краьеры (National Career Development Association), оценке персонала (Saville Consulting International Accreditation — Wave, OnTarget Solutions).
Сразу оговорю два важных момента. Первый — под карьерным консультированием мы понимаем все запросы, связанные с поиском работы, разработкой и управлением карьерной траектории, профориентацией, независимо от используемых инструментов. Второе — точно сказать, что будет не может никто, НО мы можем ловить тренды и стараться быстро на них реагировать.
Рынок карьерного консультирования, появившийся в России не так давно и только начавший набирать обороты, на полном ходу влетел в серьезный кризис. И не в один, а сразу в несколько) По словам Рубена Варданяна, сейчас происходят глубокие изменения сразу в нескольких сферах: экономика, отношение к здоровью, социальные связи, договор между обществом и государством. Если говорить о более практичных вещах, то падение цен на нефть, нерабочие или условно рабочие 1,5 месяца (пока) с середины марта до 30 апреля, перевод, хотя больше подходит слово «вылет», сотрудников и бизнес-процессов компании на удаленку — трансформируют рынок труда и рынок карьерного консультирования.

Как и всех, карьерных консультантов волнует, что происходит и будет происходить, как будут меняться запросы, за что клиенты будут готовы платить и как корректировать свою личную профессиональную траекторию.

С 27 марта по 03 апреля мы опросили 133 карьерных консультанта, имеющих разные специализации и работающих в разных регионах, задав два вопроса:

  • какие тенденции в запросах наблюдаются с начала марта 2020 года;
  • какие 3 запроса со стороны клиентов встречаются чаще всего.

Вот какие тенденции отмечают респонденты:

  • 35% респондентов отметили снижение количества запросов;
  • 32% считают, что количество не изменилось;
  • 20% — возросло
  • 10% отмечают, что возросло количество запросов на бесплатные консультации (многие консультанты запустили бесплатные проекты, что повлияло на готовность клиентов платить).
К топ-5 запросам по оценке карьерных консультантов можно отнести следующие:

  1. Аудит резюме/ создание продающего резюме
  2. Аудит поиска работы/ поддержка в поиске работы/ расширение каналов поиска работы
  3. Профориентация/ смена сферы деятельности
  4. Поиск дополнительных возможностей для заработка
  5. Аудит опыта/ поиск востребованных знаний, навыков

Эксперты с развитой практикой карьерного консультирования/ коучинга и опытом преподавания также поделились своим мнением относительно тенденций на рынке.
Прокачайте навыки в карьерном консультировании, получите новые возможности для дохода и развития в профессии
Что ждет рынок карьерного консультирования в 2020 году? Он будет расти или схлопываться?
Оксана Дебольская считает, что «спрос на карьерных консультантов станет выше, так как ситуация на рынке труда для кандидатов ухудшится. Будет большой спрос на смену отрасли и профессии, а также на профориентацию». При этом карьерный консультант должен обладать следующими карьерными и профессиональными компетенциями: «хорошо знать рынок труда, что происходит с профессиями и отраслями — где рост, где спад. Уметь работать с запросами на профориентацию и трудоустройство. Совмещать коучинговый подход и консультирование (давать экспертную оценку). Продвигать себя, продавать свои услуги».

Екатерина Борзыгина отмечает, что «будут тестироваться новые формы работы: марафоны, онлайн-группы. Все, что позволит снизить ценник для отдельного участника, сохранив при этом возможность обсудить свои карьерные вопросы».

Светлана Смольникова считает, что «на рынок хлынет большое количество безработных и людей, которые захотят перейти в новую сферу, так как их сфера/ функция сильно пострадает во время кризиса. Это будут специалисты разного уровня от синих воротничков, до топов, которые работали в крупном бизнесе. Все будут искать варианты занятости на ближайшее время и думать, чем заниматься в горизонте 3-х лет. Для карьерных консультантов это — хороший шанс показать свою экспертизу и вырастить клиента. Очевидно, что массовый персонал не будут покупать услуги консультантов. А вот руководители среднего звена, продвинутые специалисты, топы будут обращаться с запросами на помощь в поиске работы, на переход в новую сферу и консультацию по аудиту компетенций с целью понять, куда идти дальше, где его опыт может пригодиться».

Айгюн Курбанова предполагает, что «многие консультанты опустят цены на свои услуги». Не только потому, что снизится платежеспособной спрос, но и потому, что «на рынок карьерного консультирования выйдет большое количество HR, рассматривающих карьерное консультирование как фриланс на время поиска постоянной работы, которые будут дисконтировать, чтобы получать клиентов».
Какие риски и возможности видят эксперты на рынке карьерного консультирования?
В турбулентные времена «на рынке активизируются мошенники, которые будут предлагать услуги по гарантированному трудоустройству в обмен на предоплату», — считает Светлана Смольникова. С другой стороны — это возможность «вырастить» своего клиента, продвинуть свой бренд карьерного консультанта, экспериментировать с форматами и стоимостью, сотрудничать с другими консультантами. «Все будет хорошо», — так считает Ольга Асадчая.

Что делать, чтобы закрепиться на рынке карьерного консультирования в непростой период?

Тут, как и в случае с карьерным консультированием применима теория «три кочки», то есть три точки опоры, которые дают устойчивость и возможность двигаться вперед.

Светлана Смольникова перечисляет три фокуса карьерного консультанта:

Постоянное развитие: постоянно учиться, быть открытым всему новому, иметь хорошую базовую подготовку по карьерному консультированию и регулярно повышать свою квалификацию по работе с разными клиентскими запросами. Постоянно изучать рынок труда, понимать, что происходит в бизнесе, с разных сферах, чувствовать тренды на кончиках пальцев.

Навыки коммуникации: чем больше контактов у карьерного консультанта, тем полезнее он для клиента. У него последние новости о сокращениях, наборах, возможность порекомендовать своего клиента или спросить совета у отраслевых экспертов. Умение строить эффективную коммуникацию, без давления, на базе сотрудничества открывает многие двери.

Умение продвигать свою экспертизу. Всем помогающим специалистам, которые хотят работать с высоким чеком или работают на рынке, которые только формируется (как карьерное консультирование) важно и нужно заниматься своим профессиональным брендом. Это совершенно иные компетенции, отличные от базовых компетенций помогающего специалиста — умение продвигать себя, вытаскивать из себя смыслы в виде контента (текстов, видео, выступления), быть публичным, понимать как устроено продвижение и продажи карьерных консультаций. Часто в этом не хочется разбираться, хочется просто заниматься своей работой — консультировать людей. Продвижение своего бренда — большая зона роста для карьерных консультантов.

«Сейчас видно, что во всех соцсетях растут охваты, — делится Айгюн Курбанова, — люди сидят дома и большинство не читает книги, не занимается спортом или самообразованием, а просто сидят в соцсетях. Используйте эту возможность — развивайте свои страницы, собирайте подписчиков — это ваш капитал, который обязательно при методичной работе сработает».

Галина Романова отмечает, что главные ценности карьерного консультанта — это «ориентация на постоянное развитие свое и клиента».

Анастасия Добровольская относит к компетенциям, позволяющим быть успешным на рынке карьерного консультирования сейчас, «умение делать продукт, выстраивать сервис, делать продажи».

Светлана Горелик рекомендует уделить внимание «навыкам группового консультирования и аутплейсмента».

Наталья Черкасова напоминает, что «очень важно самому оставаться в ресурсном состоянии и поддержать клиента».
Главные рекомендации для тех, кто хочет использовать возможности рынка карьерного консультирования
Умейте слышать клиентов и понимать их потребности
Ирина Ковалева отмечает, что «важно уметь не оставаться на поверхности запроса, работая только над написанием резюме, например, а идти вглубь проблемы, выходя на личностный уровень клиента. За запросом о сопровождении трудоустройства, как правило, скрывается большое количество проблем, которые клиент хочет скрыть, ссылаясь на ситуацию на рынке и сложные времена. Задача профессионала не только подобрать подходящие вакансии для кандидата и помочь ему подготовиться к прохождению интервью, но и поработать над более глубокими личностными темами — такими, как уверенность в себе, принятие ответственности, эмоциональный интеллект».
Умейте мыслить результатами, так как клиенты хотят понимать, за что они платят
«Главное в карьерном консультировании — это результат клиента. Если клиент уйдет удовлетворенный — он потом будет являться источником новых клиентов для КК. Поэтому самое важное — уметь четко определить цель клиента и помочь ему дойти до нее», — говорит Айгюн Курбанова.
Будьте инновационными
Расширяйте свои возможности за счет поиска и/или создания новых ниш карьерного консультирования, приобретения новых специализаций (например, аутплейсмент, профориентация, карьерные траектории) и не бойтесь экспериментировать с запросами, формами и решениями.
Формируйте и управляйте своей карьерной траекторией
Будьте сами себе карьерным консультантом, ищете менторов, создавайте коллаборации.
Оставайтесь на связи с бизнесом
Карьерному консультанту сейчас особенно необходимо ориентироваться хорошо на рынке труда, понимать общие тренды и отраслевые тенденции, чтобы давать максимум своему клиенту.
И самое главное — не прекращайте действовать!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.

Приглашаем на курс «Карьерный консультант — специалист по развитию карьеры»

Освойте новую онлайн-профессию и HR-специализацию, получив дополнительный источник дохода. У нас повышают квалификацию HRD, руководители HR-функций и практикующие карьерные консультанты. Найдите новый вектор развития в карьере, начните консультировать клиентов онлайн из любой точки мира или работать с карьерой сотрудников внутри компании.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...