Блог

Как карьерному консультанту работать с клиентами удаленно

Скорость исчезновения старых и появления новых профессий увеличивается каждый год. Пандемия замораживает свободу передвижения. Экономический кризис вносит свои коррективы в карьеру каждого работника.
Консультант Executive Search, карьерный консультант. C 2012 года работает во внутреннем рекрутменте (Huawei, Metro Cash and Carry) и консалтинге для ведущих международных компаний. Студентка онлайн-курса «Карьерный консультант — специалист по развитию карьеры» в Школе карьерного менеджмента.
Людям, работающим в больших городах в крупных корпорация, гораздо легче уловить и отследить тренды рынка труда и выстраивать карьеру, учитывая их. И речь не только о построение собственной карьеры, но и об успешном профессиональном будущем своих детей.

Но что делать людям, проживающим в регионах, вдали от крупных городов? Сейчас, неправильно выбрав карьерный вектор, или поступив в ВУЗ на обучение исчезающей профессии, можно попасть в очень сложную жизненную и финансовую ситуацию в будущем.

И далеко не в каждом городе сейчас есть специалисты, способные оценить вашу ситуацию и помочь вам грамотно выстроить карьерный путь.
Решение — удаленная карьерная консультация.
Весь мой путь карьерного консультирования, начиная с 2017 года — это 100% удаленные консультации. И я хотела бы поделиться своим опытом с вами.
Узнайте секреты успешных онлайн-консультаций на курсе для карьерных специалистов. Приходите на бесплатные занятия →
Как проводить карьерные консультации удаленно
Давайте максимум профессиональной информации о себе через интернет
По семейным обстоятельствам я проживаю в различных странах, но при этом работаю на российский рынок, общаюсь с коллегами из регионов, развиваю профессиональный нетворкинг удаленно и обладаю актуальной информацией. Поэтому у моих клиентов не возникало вопросов к моей компетенции.

Несмотря на то, что современные технологии проникают в нашу жизнь, и мы спокойно уже относимся к звонкам в скайпе или выкладыванию своих видео в интернет, некоторые клиенты до сих пор настороженно относятся к идеи пройти консультацию удаленно.

Основная сложность в том, что нужно довериться незнакомому человеку и без живой встречи поверить, что он может помочь тебе в непростой ситуации поиска себя.

Мое решение этой проблемы — это дать клиенту возможность познакомиться со мной поближе виртуально.

Я в таких случаях даю ссылки на свою профессиональный аккаунт в Linkedin, при этом объясняю что там есть все мои коллеги, и я не могу там соврать о своем опыте.

Также — ссылки на личные и экспертные блоги в FB и IG, чтобы клиент мог изучить обо мне информацию и понять, насколько ему откликается то, что он там видит и будет ли ему приятно со мной общаться

И еще ссылки на экспертные видео на YouTube. Многие клиенты после этого писали, что им очень нравилась форма подачи информации и ее доступность, и они сразу понимали, что я им смогу помочь.

Таким образом, если вы хотите удаленно работать — будьте готовы быть немного публичными. Ведь клиенту сложно поверить в профессионализм и вообще существование такого эксперта, который успешно работает удаленно, но о котором нет ни слова в интернете.
Оговаривайте правила онлайн-встречи заранее. И соблюдайте их
Следующая проблема, что клиент не всегда серьезно воспринимает удаленный формат работы. Поэтому сразу предупреждаем, что удаленная встреча — равна личной. Со своей стороны соблюдаем тайминг, не опаздываем, помним про дресскод, проверяем исправность камеры, микрофона и возможность быстро переключится на работу с телефона, если вдруг случится проблема с WiFi, и нужно будет использовать мобильный интернет.

Желательно напомнить и клиенту о всех этих моментах до начала видео встречи, чтобы потом не удивляться, что он перед вами в домашнем халате, а на заднем фоне у него бегают дети, да и связь постоянно прерывается.

Помимо этого, соблюдаем тот же сценарий общения, что и на личной консультации, не забываем рассказать о правилах работы, этике и конфиденциальности.
Держите контакт с клиентом
При удаленном консультировании общение сложнее установить и удержать контакт. Поскольку человек видит чаще всего «говорящую голову», то не забываем держать зрительный контакт. Если у вас есть записи, в которые нужно смотреть, предупредите об этом клиента. Иначе может создаться впечатление, что вы постоянно смотрите в стол, и вам не особо интересно, о чем говорит клиент.

Старайтесь чаще, чем при личной встрече, показывать свою вовлеченность в том, что говорит клиент: кивайте, выражайте согласие, задавайте вопросы для лучшего понимания, чтобы не создавалось впечатление, что вы «зависшая картинка» и клиент говорит все в пустоту.
Протестируйте формат онлайн-встреч заранее
Удаленная консультация требует определенной тренировки, поэтому советую для начала протестировать ее на своих знакомых. Чтобы избежать неловких моментов, пауз, проверить техническую часть и подобрать максимально удобное оборудование и ПО. Кому-то удобно пользоваться Skype, кто-то любит разговаривать через профессиональную гарнитуру, а кому-то она сильно мешает и отвлекает — все индивидуально, и должно быть максимально комфортно для вас и клиента.
Несмотря на все вышеперечисленные нюансы проведения удаленной консультации, стоит отметить один ее несомненный, на мой взгляд, плюс. Это возможность ее записи и дальнейший просмотр, чтобы выявить как недостатки в своей работе и учесть их при проведении следующих консультаций, а также возможность еще раз проанализировать ответы клиента и глубже погрузиться в его ситуацию.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.

Приглашаем на курс «Карьерный консультант — специалист по развитию карьеры»

Освойте новую онлайн-профессию и HR-специализацию, получив дополнительный источник дохода. У нас повышают квалификацию HRD, руководители HR-функций и практикующие карьерные консультанты. Найдите новый вектор развития в карьере, начните консультировать клиентов онлайн из любой точки мира или работать с карьерой сотрудников внутри компании.