Карьерный консультант и коуч, член Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения.
Чтобы не работать на нелюбимой работе, достигать СВОИХ целей, выстраивать СВОЙ карьерный трек, и тратить время на то, что принесет пользу — важно решать вопросы в синергии с профессионалом. Очень ценно, что в России помощь специалистов в развитии карьеры приобретает популярность.
Важно понять, кто же поможет клиенту в том или ином вопросе — консультант или коуч. Хочу поделиться своей точкой зрения, так как в работе использую техники как консультирования, так и коучинга — все зависит от запроса, с которым обращается клиент и от тех задач, которые мы будем решать в процессе работы.
Какие запросы может решать коуч, а какие консультант
Вопросы;Коуч;Консультант
Роли в процессе работы;Партнер в процессе построения карьеры;Эксперт
Обладает знаниями в вопросах;Клиент;Консультант
Экспертиза в вопросах клиента;Не входит в ключевые задачи;Обладает глубокой отраслевой экспертизой
В каких случаях будет полезно;Для понимания конкретного результата;Нет резюме
;Для взгляда с другой стороны;Закончил университет и нет понимания, с чего начать строить карьеру
;Когда нет видения возможностей;Нет навыка прохождения интервью
;Для понимания, где я сейчас;Нужно пройти оценку, мешают страх и неуверенность
;Для повышения внутренней мотивации;Нет понимания, как составить портфолио
;Есть ощущение тупика;Никогда не писал сопроводительные письма
;Нужно быстро найти креативное решение;Нет понимания, какие каналы для поиска работы использовать
;Нужно создать внешние и внутренние ресурсы для достижения целей;
;Нужен четкий план;
Основные запросы;Я не знаю, что мне нужно, но точно знаю, чего не хочу;Как выйти на работу в конкретную компанию
;Чувствую, что способен на большее, но пока не понимаю, на что именно;Что не так с моим резюме, почему не зовут на собеседования
;Как быть уверенным, что смогу справиться с новой ролью (руководителя, эксперта и т.п.);Хочу сменить работу, что будет актуально через 10 лет
;Как выстроить лидерскую позицию при работе с командой;Как составить сопроводительное письмо и для чего оно нужно
;У меня стресс от текущих задач. Что я могу сделать, чтобы думать позитивнее;Какие компетенции развивать, чтобы через 3 года стать руководителем
;Как перейти из найма в собственный бизнес или как перейти из собственного бизнеса в найм;Как найти работу в «серебряном» возрасте
;Перерос текущую роль, не знаю, чего дальше хотеть;Есть неуверенность на собеседованиях
;;Хочу подготовиться к ассессменту
;;Хочу научиться рассказывать о себе
Кто проявляет больше инициативы;80% говорит клиент, коуч формулирует вопросы и направляет клиента;40-50% времени — активность со стороны клиента. Консультант подбирает варианты, вместе принимается решение о действиях
Наличие домашних заданий;Формируется домашнее задание для самостоятельной проработки вопроса;Домашние задания допускаются, не являются неотъемлемой частью консультирования. Часто консультант отдает шаблоны документов, дополнительную информацию для самостоятельного изучения
Как работать с карьерными запросами? Где найти первых платных клиентов? Как построить личный бренд и продвигать свои услуги? Узнайте на курсе для карьерных консультантов
Записаться
Поговорим о целях: есть ли разница?
В коучинге предполагается, что все ответы уже есть у клиента. С помощью правильных и вовремя заданных вопросов клиент их находит самостоятельно внутри себя. Предполагается, что экспертизой обладает именно клиент, а коуч искусно направляет к целям.
В консультировании экспертиза есть у консультанта: знание о текущем состоянии рынка труда, востребованных профессиях и компетенциях, уровне дохода. Консультант эффективно решает конкретные задачи, делится экспертизой, предоставляет информацию, на основании которой совместно с клиентом делает выбор.
Глобально цели коучинга и консультирования едины — помочь клиенту решить текущую карьерную задачу. На уровне задач и инструментов будет наблюдаться отличие.
Что делать, если запрос «не по адресу»
Мне сложно дифференцировать клиентов, выбирая, что кому подходит, так как работаю в двух техниках. Но бывает так, что клиент с коучинговым запросом приходит на консультирование и ждет волшебной таблетки от консультанта. Условно это может звучать так: «Решите за меня, чего я хочу» или «Все говорят, что в Газпроме стабильно и высокие заработные платы, поэтому я хочу в Газпром». То есть читаю недопонимание собственных ценностей, начало работы не с задачей, а уже с решением, которое продиктовано извне и может не быть подлинной целью клиента.
Для работы в коучинге очень важное качество для клиента — это готовность прорабатывать и осознавать свои ценности, сильные стороны, фиксироваться на том, что позволит в перспективе быть успешным. У клиента может идти сильное сопротивление или неготовность к изменениям, которые могут выражается вплоть до соматики. Именно поэтому проводится вводная встреча.
Если на вводной сессии понимаю, что вопрос не про коучинг или, наоборот, не про консультирование — сразу обозначаю это клиенту, поясняя, как работать максимально эффективно для решения ситуации.
Если же коуч не обладает экспертизой консультанта — согласно этическому кодексу он говорит, что в текущей работе не может решить данный вопрос и предлагает контакты консультанта.
В процессе работы сталкиваюсь также с запросами на психологическое консультирование. И если мы с клиентом работаем над карьерой — мягко предлагаю обратиться к специалисту.
Важно разграничить зоны ответственности, иначе клиент будет ждать чуда и у него будет впечатление, что чудо не случается как раз потому, что запрос не может решить текущий специалист.
Как строится структура сессии с консультантом и коучем
Приведу общий алгоритм коуч сессии и консультационной сессии.
Коуч-сессия
1
Формулировка цели.
2
Анализ текущей ситуации:
как видит ситуацию клиент;
расширение и уточнение картины.
3
Составление плана действий:
идеи;
намерения;
ресурсы для достижения карьерных целей;
определение сроков реализации планов.
4
Контроль и поддержка в реализации плана:
определение контрольных точек;
промежуточная и итоговая обратная связь.
Консультационная сессия
Знакомство. Формулирование цели на встречу.
Диагностика текущей ситуации.
Уточнение запроса на работу.
Поиск и выработка решения ситуации.
Завершение работы. Фиксация договоренностей.
Подпишитесь на нашу рассылку! 50 000 ваших коллег уже читают нас. Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми HR-экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓
Количество сессий коучинга и консультирования также отличается. Как правило для решения карьерного запроса в консультировании может использоваться от 1 до 5 встреч, в коучинге от 1 до 8. Если планируется дополнительная работа, рекомендуется сделать перерыв от месяца, чтобы клиент смог внедрить в жизнь выработанные решения.
Но количество сессий, как и точный план на сессию, индивидуален и будет зависеть от конкретной ситуации. Привожу общий алгоритм для выстраивания работы, который использую сама в ходе работы. План может трансформироваться.
В консультировании заметила тенденцию: клиенты работают в направлении карьеры в рамках плана (уже после смены работы) в поддержке, записываясь на одну сессию в месяц. За встречу мы калибруем цели, выстраиваем вектор дальнейшей работы и клиент сам понимает, насколько действия соответствуют целям.
Коротко об основных инструментах
В коучинге вопросы будут ориентированы на настоящее и будущее, стимулировать на движение вперед. При всей простоте искусству задать правильный вопрос в нужное время и получить требуемый объем информации требуется учиться и проходить сертификацию.
В консультировании много внимания уделяется прошлому опыту, на который опираешься при решении карьерных запросов. Вопросы строятся на анализе компетенций, ранее решенных кейсов, чтобы сфокусироваться на построении карьеры в перспективе.
Коучинговые инструменты используются в консультировании, обратный процесс встречается реже.
Коучинг или консультирование — зависит от запроса и от задач. Главное — это результат. Напомню анекдот: «Сколько нужно коучей, чтобы заменить лампочку? Один, если лампочка готова к изменениям».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Приглашаем на курс «Карьерный консультант — специалист по развитию карьеры»
Освойте новую онлайн-профессию и HR-специализацию, получив дополнительный источник дохода. Мы выпустили уже более 400 консультантов, которые работают с карьерой сотрудников внутри компании или делают свои карьерные проекты. У нас вы получите весь нужный инструментарий, освоите практические навыки и мощную теоретическую базу с ведущими экспертами по карьере, получите доступ к профессиональному сообществу и первых клиентов. Присоединяйтесь!
Присоединиться
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге: