Блог

Правда или ложь: кто проверит цифры в резюме?

карьерное консультирование
Эксперт по финансам с опытом управленческой работы более 13 лет в компаниях холдингового типа, независимый финансовый копирайтер, к.э.н. Нахожу ответы в цифрах, знаю, как легко работать со сложными задачами, создаю финансовые процессы и команды, которые могут работать после меня.
Каждый хороший карьерный консультант и резюмерайтер посоветует клиенту: покажите в цифрах результаты своей работы в резюме.
Совет про цифры очень хороший. Ведь цифры не только помогают клиенту выделиться среди других кандидатов, но и систематизируют его историю достижений и ожидания от новой работы. Они точно пригодятся для собеседования или разговора о возможном повышении.

Но вот само отношение к цифрам разное даже у тех, кто настаивает, что цифры все расставляют по своим местам. Иногда оно зависит от профессии, иногда – нет. Бывает, что определяется опытом работы с цифрами, а бывает и просто личным отношением, порой даже странным. Например: «Вот не люблю я, чтобы в числах была цифра 2!»

Что думает о цифрах HR?

Что может думать HR, нанимающий менеджер, директор компании и просто коллеги кандидата о цифрах? Да что угодно: от 100% верю цифрам до 100% цифрам не верю, а между ними – свое особое мнение. И если посчитать, сколько вариантов дают эти три разных мнения при строгой последовательности процедуры отбора кандидата (HR — профильный руководитель – генеральный директор), то получится 27, из которых только 8 (30%) имеют шанс завершиться оффером.

А еще у каждого есть и свое мнение про результаты достижений: только большие суммы, высокие показатели; если не пишет про показатели компании – значит не бизнес-ориентирован. Одним важен порядок цифр, другим – точность. Если оставить два категоричных полюса особого мнения, то вероятность оффера при оценке резюме только по цифрам достижений снизится до 15%.

И каждый имеет свое личное основание сомневаться, достаточно или нет сделал кандидат для решения данной задачи, не соврал ли. Недавно на РБК вышла статья, в которой один рекрутер авторитетно заявил, что 90% информации в резюме – ложь. В приведенной позиции не уточнялось, о чем исследование, кто именно солгал и как определили. Теперь представьте, как с таким внутренним детектором лжи смотрятся все резюме, и сколько его коллег могло поверить цифре 90%?
Научитесь создавать сильные резюме для клиентов на спринте Лауры Сумбатян по резюмерайтингу. Всего 3800 рублей за три академических часа качественной записи от эксперта!

Как защитить себя от обвинений?

Все в резюме ставят цифры разные. Тот, кто привык регулярно следить за своими численными показателями, берет фактические расчеты. Тот, кто впервые столкнулся с постановкой вопроса про цифры в резюме, но понимает свою работу, делает все методологически верно от приблизительных сумм и похожих условий (если исходные данные уже недоступны). Ставят ли придуманные цифры? Ставят. Кто-то – потому что не хочет считать и ставит, возможно, похожую; кто-то — присваивает себе чужой результат.

Но у всех, кто находится в поиске работы и знает о разном отношении к цифрам (достаточно посмотреть любую жаркую дискуссию под резюме в профильных группах), есть два вопроса:

  • Кто может проверить мои цифры в резюме?

  • Кто мне гарантирует, что они без ошибок?

Чтобы едва взглянув на цифры чужого резюме, всё сразу понять, надо знать компанию, отрасль, время человека в этой компании и немного самого человека. Последнее нужно для того, чтобы понимать, мог ли он взять на себя повышенные обязательства и дополнительную ответственность. Может ли маркетолог показывать результатом экономию, например по налогу на имущество в 50 млн руб.? Почему бы и нет? Если у него сильные знания бухгалтерского и налогового учета (в прошлом, например, работал бухгалтером, а потом сменил профиль), то вполне.
И задавать эти вопросы нужно не цифрам в резюме, а самому кандидату. В этом единогласны даже финансисты. Но нет такой профессии и специалиста, который бы с учетом своей экспертности посмотрел бы на цифры в резюме и надежно подтвердил или опроверг их.
Это не финансист, не аудитор, не HR и не карьерный консультант. Если кто-то уверенно утверждает иное, то часто именно с целью пиара исключительности своей экспертизы. В самом резюме и публичных сведениях о компании недостаточно данных, чтобы опровергнуть все цифры. Здесь важно не путать – подтвердить оцифрованный результат и дать отзыв-рекомендацию о работе кандидата .

Об этом надо помнить, когда, например, публично выставляется оцифрованная история или резюме кандидата им самим или с его согласия для обратной связи и обсуждения. Можно получить:

  • конструктивную обратную связь;

  • обычный троллинг;

  • отсутствие какой-либо реакции, которое может означать нежелание других поднимать рейтинг поста ( в поиске работы все – конкуренты).

Я, как финансист, часто смотрю на цифры с точки зрения ошибок. Но внутри компании всегда есть возможность сверить начальные условия, запросить расчет, а вне – нет, поэтому объективно допустимы только предположения. Это не исключает возможность заметить очевидные ляпы и ошибки, которые говорят, что человек совсем не дружит с цифрами. Но нельзя подтвердить, что рентабельность увеличилась до 10%, а не до 20%. Ведь, возможно благодаря действиям, например, конкретно этого менеджера по продажам так и было, а итоговый результат компании был понижен другими факторами. Но это все очевидно только внутри самой компании.
Подпишитесь на нашу рассылку! 50 000 ваших коллег уже читают нас.
Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓

Может ли карьерный консультант дать клиенту гарантию по цифрам?

Не может: по тем же причинам, что и финансист, и аудитор, даже если у него есть специализация в сфере работы клиента. Считать, что именно карьерный консультант должен заметить ошибки и опечатки в цифрах – это история про подмену ответственности и ожиданий.

Должен ли он, например, знать, что если в компании, где работал его клиент-маркетолог, активов меньше, чем 2,3 млрд рублей, то история про экономию по налогу на имущество на 50 млн рублей очевидная и неграмотная фальсификация? Вопрос открытый. Однозначно, если консультант сопровождает или рекомендует кандидата, то он тоже отвечает своей репутацией. И если именно это достижение было ключевым в позиционировании кандидата, как бизнес-ориентированного, то тут высокие репутационные риски для обоих.

Позиция «у моих клиентов настоящие честные резюме, потому что мы все проработали» и «проверяю эти сведения по своим каналам» — это тоже вариант своей личной рекламной кампании. Проверить можно рекомендации, оценить наличие компетенций, а конкретные цифры – это личная оценка кандидата и она не публична. Карьерный консультант может скорректировать выбор результата работы для упаковки в цифры под востребованность на рынке труда, под карьерную траекторию клиента и ожидания от новой работы.

За цифры в резюме отвечает сам кандидат, также как и за свою реакцию на рекомендации, замечания и критику в том числе и от самого карьерного консультанта. И границы ответственности важно понимать.
Единственный эксперт, который подтвердит (или опровергнет) цифры в резюме — это сам клиент карьерного консультанта со своим умением не только грамотно выражать свои результаты работы в цифрах и понимать профессиональные показатели, но и сохранять уверенность, быть убедительным и двигаться вперед.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Научитесь создавать продающие резюме на спринте «Резюмерайтинг»
Вы освоите инструменты для самого частого запроса клиентов — помощь в составлении продающего резюме. Разберете подробности в структуре CV и фишках для привлечения работодателей. Узнаете, как выигрышно отобразить узкие места в карьере клиента. А также получите готовый чек-лист от эксперта для создания резюме под вакансию.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...