Компетенции развиваются и растут в процессе выполнения человеком той или иной деятельности. Чтобы описать и оценить качество действий сотрудника, задаются эталонные значения и шкала «плохо-хорошо», на которой есть несколько уровней:
- компетенция отсутствует,
- базовый уровень развития компетенции,
- уровень уверенного владения,
- уровень мастерства (эталон владения компетенцией).
После этого проявленное поведение сотрудника сравнивают со шкалой и таким образом определяют, на каком уровне у него развита там или иная компетенция.
Этим профессионально занимаются HR-ы в ходе интервью по компетенциям. Поэтому самым достоверным способом оценки компетенций кандидата является карьерная консультация, на которой эксперт проведет аналогичное интервью и по результатам встречи даст обратную связь: на каком уровне компетенции кандидата находятся сейчас и какие из них необходимо «подтянуть».
Кроме того, сейчас в открытом доступе очень много различных тестов, кейсов, примеров заданий для деловых игр, которые используют компании в ходе оценки кандидатов при приеме на работу. Они больше подходят для оценки hard skills кандидата, однако есть инструменты, которые также позволяют оценить и личностные характеристики. Их можно рекомендовать клиенту, если он хочет самостоятельно попробовать оценить свои знания и навыки или если ему нужен беспристрастный взгляд «с третьей стороны».