Блог

Распахни «окно Джохари»: как применять модель в коучинге

карьерный коучинг
В своей авторской колонке Мария Улитина делится кейсами клиентов с ее карьерных консультаций и техниками, которые использует в работе. Сегодня — о методике «окно Джохари», которая помогает заглянуть в самые потаенные места личности.
HR-специалист с 10-летним опытом работы и карьерный консультант с психологическим образованием
Когда клиент приходит к коучу в состоянии «запутался и не знаю, что делать», мы начинаем разматывать клубок его запросов и формируем более четкую цель сессии. И часто конец этой ниточки оказывается совсем из другой «оперы».

Например, у клиента возникла проблема с продвижением по карьере, и изначально его запрос звучал так: «Помогите мне выстроить правильную стратегию, я не знаю, как мне продвинуться дальше, как объяснить боссу, что я заслуживаю повышения».

После применения нескольких инструментов мы вышли на вопрос межличностного взаимодействия, и клиент сам признался, что испытывает с этим трудности и не всегда верно распознает поведение и реакцию окружающих и коллег.

Для анализа восприятия человека другими людьми и для самоанализа можно применить инструмент «окно Джохари». Эта техника была предложена двумя психологами: Джозефом Луфтом и Харри Ингхэмом, от первых букв их имен как раз и образовано название.
Для работы с этой моделью нужно разделить лист на 4 части:
Методика окна Джохари: четыре зоны — открытая, скрытая, слепое пятно и зона неизвестного
Перед нами две оси. Первая — это про себя: «знаю я — не знаю я». Вторая — про других: «видят другие — не видят другие». На пересечении этих осей образуются 4 зоны личностных качеств, влияющих на взаимодействие с другими людьми.

  • Открытая зона — это то, что вы знаете о самом себе и другие тоже знают.

  • Слепое пятно — это то, что другие люди знают о вас, а вы — нет.

  • Скрытая зона — это то, что вы про себя знаете, а другие — нет.

  • Неизвестная зона — это то, что скрыто и от вас, и от других.

Теперь рассмотрим эту модель подробнее: как ее применять в работе с клиентом. Начинаем заполнять зоны одну за другой, начиная с открытой зоны. Чтобы клиенту было проще, задаем ему наводящие вопросы. Можно также заранее заготовить карточки с прилагательными и эпитетами, чтобы не было «ступора» в описании качеств.

ОТКРЫТАЯ ЗОНА

Это все качества, черты характера и привычки, о которых человек хорошо знает, и которые сам с радостью проявляет в общении с другими людьми.
Приглашаем на открытые уроки по карьерному консультированию. Узнайте, как стать специалистом по карьере и как проводить вводную сессию, чтобы клиент вернулся

Вопросы для открытой зоны:

1
Какими своими качествами и проявлениями вы легко делитесь с окружающими?
2
Как вам кажется, за какие качества вас ценят другие люди?
3
Какие ваши привычки и черты характера вы обычно проявляете в общении с другими людьми?
4
Каким вы хотели бы, чтобы вас видели окружающие? Укажите не менее 10 качеств из вашей открытой зоны.

СКРЫТАЯ ЗОНА

Это те качества, о существовании которых человек знает, но не спешит делиться ими с другими людьми. Как правило, это связано именно с социумом. Например, отсутствие возможности быть самим собой или необходимость принимать навязанные правила и порядки. Здесь важно отметить, что граница между открытой зоной и зоной скрытого — плавающая, она зависит от контекста. Это значит, что с близкими людьми человек позволяет себе проявлять гораздо больше своих качеств из этой зоны, чем с малознакомыми.

Вопросы для открытой зоны:

1
Какими своими качествами и проявлениями вы не спешите делиться с окружающими?
2
Какие свои качества вы хотели бы в себе изменить?
3
Какие стороны вашей личности видят лишь самые близкие люди и крайне редко?
4
Что из того, что в вас есть, вы не хотели бы, чтобы видели окружающие? Укажите не менее 5 качеств из вашей скрытой зоны.

СЛЕПОЕ ПЯТНО

Это те привычки и черты характера, о которых человек сам может даже не подозревать. Зато другим людям со стороны эти качества очень хорошо заметны.

Слепая зона может быть уменьшена посредством общения с другими людьми.
    Важно грамотно объяснить клиенту, что несмотря на возможный полученный негативный фидбек от окружающих, именно материал из слепой зоны дает возможность для развития.
    Это огромный ресурс, который важно использовать для решения проблем по межличностному взаимодействию.

    Обращая внимание на систематическую обратную связь других людей, человек может открыть в себе те черты характера и привычки, которые находятся в слепом пятне, и лучше узнать себя.

    В Скрытой зоне и Слепом пятне могут также находиться ресурсы и таланты, которые человек либо не решается проявлять, либо по каким-то причинам не замечает.

    Вопросы для слепого пятна:

    1
    Как вы реагируете, когда видите непонятную вам реакцию окружающих людей, на ваше поведение?
    2
    Чем вы руководствуетесь, когда объясняете себе реакции окружающих на ваши поступки?
    3
    Какую систематическую обратную связь вы получаете от других людей?
    4
    Какие повторяющиеся «послания» (проявляющиеся в словах, поступках и реакциях), вы чаще всего слышите от разных людей в своей жизни?
    5
    С какими качествами из вашей слепой зоны может быть связана эта обратная связь? Укажите не менее 5 предположительных качеств из вашей слепой зоны.
    Подпишитесь на нашу рассылку! 50 000 ваших коллег уже читают нас.
    Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓

    ЗОНА НЕИЗВЕСТНОГО

    Это те качества и черты характера, которые неизвестны самому человеку, и пока что неизвестны окружающим. Принято считать, что здесь находится нераскрытый потенциал, какие-то важные ресурсы, которые в будущем можно задействовать. Чтобы приоткрыть завесу тайны, предлагаем клиенту поразмышлять над следующими вопросами.

    Вопросы для зоны неизвестного:

    1
    Какие ресурсы вы пока не открыли в себе на практике, но хотели бы, чтобы они у вас были?
    2
    Если кроме всех ваших талантов, о которых вы уже знаете, в вас были бы еще и другие таланты и способности — то с чем они были связаны?
    3
    В чем бы состояли эти таланты?
    4
    Какими своими ресурсами и способностями вы могли бы приятно удивить себя и других людей? Укажите не менее 3 предположительных качеств из зоны неизвестного.
    Открывая с клиентом все «створки» окна Джохари, мы помогаем ему лучше узнать себя, осознать «болевые точки» взаимодействия с окружающим миром и помочь найти путь изменения неработающей стратегии. «Окно Джохари» наглядно демонстрирует, насколько полезно чаще смотреть внутрь себя, анализировать свои реакции и привычные шаблоны взаимодействия.
    Результат такой работы — качественное изменение коммуникации с окружающими, легкость подбора подходящих стратегий общения с коллегами и руководством. Человек получает возможность не только избегать множества трудностей в процессе достижения карьерных целей, но и четко прогнозировать результаты с учетом понимания и корректировки своих качеств.
    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.

    Бесплатный мини-курс по карьерному консультированию

    На вебинарах с преподавателями курса вы узнаете, какие компетенции нужны сегодня карьерному консультанту, с чего начать практику консультирования и как провести вводную сессию, чтобы клиент к вам вернулся. Вы потренируетесь в технологии снятия запроса с реальным клиентом в прямом эфире. Регистрируйтесь сейчас и получайте подарок!
    Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
    Показать ещё...