Блог

Как определить запрос клиента: коучинг или профориентация?

профориентация
Карьерный коуч, профориентатор, ведущая мастер-классов по профориентации, спикер и консультант образовательных конференций
Надежда Михайленко, карьерный коуч и эксперт по профориентации взрослых, поделилась руководством по определению запроса — профориентация или коучинг? Иногда одно скрывается за другим, и консультанту важно в этом разобраться для качественной работы с клиентом.
Клиент приходит на консультацию и сообщает:

«Вроде все неплохо: престижная компания, зарплата, — живи да радуйся! Но в голове навязчивая мысль: не хочу на работу. Дни мелькают в режиме ускоренной съемки с перерывом на выходные и отпуск. Часто задумываюсь, тем ли делом я занимаюсь? Если бы я любил свою работу, мне бы не было так плохо. Наверное, мне стоит поменять профессию, чтобы стать счастливым…»

Знакомая ситуация?

Хочется поскорее приступить к поиску новой профессии. Но всегда ли такой запрос клиента является запросом на профориентацию?

Попробуем разобраться.

Чтобы понять, в каком направлении мы будем работать, можно предложить клиенту ответить на несколько вопросов.

Вопросы про окружение

Бывает, клиент говорит о том, что ему не нравится офис (душно/некомфортно работать в open-space и т. п.). Жалуется на недовольного начальника или сообщает, что в коллектив пришла новая шумная сотрудница.

В этом случае причина нелюбви к работе — неподходящие условия труда или неумение выстраивать взаимоотношения с коллегами. Это запрос на коучинг, а не на профориентацию. В моей практике был кейс, когда клиентка поменяла место работы, попала в современный офис в центре Москвы и с радостью продолжила работать по своей старой специальности в новом окружении.

Если же клиент рассказывает о том, что всегда мечтал работать в свободном режиме на свежем воздухе, но вместо этого сидит в помещении от звонка до звонка, стоит разобраться подробнее.

Поможет ли хобби закрыть данную потребность? Или клиенту действительно стоит подумать о выборе нового направления.
Бесплатные открытые уроки по профориентации взрослых и подростков: в чем различие? Как будет развиваться рынок труда? Получите ответы от экспертов

Вопросы про рабочие задачи

Если клиент жалуется на то, что ему не нравятся его рабочие задачи, можно поинтересоваться, как обстояли дела раньше, и что изменилось за последнее время. Возможно, появились новые обязанности, и клиент завален дополнительной работой «за себя и за того парня»?

Такой запрос больше похож на коучинговый, когда можно отработать тему делегирования полномочий, тайм-менеджмента или умения говорить «нет».

Но что если перед вами «человек-вихрь», который не может жить без постоянного общения и многозадачности, а вместо этого из года в год проводит рабочие дни один на один с компьютером, монотонно внося бухгалтерские проводки в 1С?

Можно предположить, что произошел сбой на этапе выбора профессии. И стоит поискать варианты профессий, в которых клиент может реализоваться в полной мере.

Вопросы про способности

Бывает так, что у клиента расширился круг задач, но ему не хватает знаний и навыков для их выполнения. Часто такая ситуация возникает при повышении специалиста в должности. Включаются страхи, ограничивающие убеждения, и человек ошибочно думает, что эта работа «не его».

Бывает и обратная ситуация. Несколько лет человек радовался тому, что делает. Глаза горели, душа пела. Но наступил момент, когда все стало понятным и скучным. Не нужно больше стараться, чтобы узнавать что-то новое, работу можно сделать практически с закрытыми глазами. Клиент перестал развиваться и снова задумался: наверное, «не мое».

Обе ситуации можно проработать с карьерным коучем.
В первом случае клиент проработает свои страхи и ограничивающие убеждения, а затем начнет получать новый опыт и знания, прокачивать в себе важные компетенции (например, умение делегировать).

Во втором случае клиент определит для себя новые задачи и вызовы, которые помогут ему развивать новые навыки. Например, начнет писать полезные статьи по своей тематике, проводить обучение сотрудников и т. п.

Но что если на консультацию пришел клиент, который никак не развивает свои таланты и способности в выбранной профессии? Например, у человека ярко выраженный дар убеждения и любовь к работе с людьми, которые никак не раскрываются в работе.

В этом случае стоит подумать о новом направлении деятельности.

Бухгалтер из предыдущего кейса мог бы принести гораздо больше пользы в качестве менеджера по продажам или организатора мероприятий.
Подпишитесь на нашу рассылку! 50 000 ваших коллег уже читают нас.
Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓

Вопросы про ценности

Вопросы про ценности, на мой взгляд, самые сложные и самые важные. При ответе на них важно попросить клиента прислушаться к своим чувствам. Когда работает одна логика, хорошо слышен лишь голос разума, которому выгодно, чтобы человек оставался в знакомой безопасной среде.

Ценности могут меняться на протяжении жизни. То, что казалось важным в 25 лет, может потерять свою ценность в 35.

Например, женщина обзаводится семьей и детьми. И неожиданно время, проведенное с семьей, становится для нее более важным, чем карьера. Клиентка начинает задумываться о новой профессии.

Запрос ли это на профориентацию? Возможно. Если престижную профессию юриста она получила только для того, чтобы угодить родителям. А на самом деле это творческая девушка с ярко выраженными художественными способностями. При любой возможности она помогает подругам подбирать одежду, которая делает их ярче. В такие моменты девушка чувствует, что день прожит не зря и ее помощь имеет смысл.

Но если клиентка раньше любила свою работу и с удовольствием бралась за новые запутанные дела, ей больше помогут коуч-сессии, на которых она сможет поговорить о жизненном балансе, грамотно расставить приоритеты и придумать, как совмещать семью и работу наилучшим образом.

Заключение

Подробнее об особенностях запросов на профориентацию от взрослых, мы с коллегами расскажем на курсе «Профориентатор взрослых». Регистрируйтесь на первые открытые уроки, чтобы перенять наш опыт для вашей практики консультирования.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...