Блог

Как определить запрос клиента: коучинг или профориентация?

профориентация
Карьерный коуч, профориентатор, ведущая мастер-классов по профориентации, спикер и консультант образовательных конференций
Надежда Михайленко, карьерный коуч и эксперт по профориентации взрослых, поделилась руководством по определению запроса — профориентация или коучинг? Иногда одно скрывается за другим, и консультанту важно в этом разобраться для качественной работы с клиентом.
Клиент приходит на консультацию и сообщает:

«Вроде все неплохо: престижная компания, зарплата, — живи да радуйся! Но в голове навязчивая мысль: не хочу на работу. Дни мелькают в режиме ускоренной съемки с перерывом на выходные и отпуск. Часто задумываюсь, тем ли делом я занимаюсь? Если бы я любил свою работу, мне бы не было так плохо. Наверное, мне стоит поменять профессию, чтобы стать счастливым…»

Знакомая ситуация?

Хочется поскорее приступить к поиску новой профессии. Но всегда ли такой запрос клиента является запросом на профориентацию?

Попробуем разобраться.

Чтобы понять, в каком направлении мы будем работать, можно предложить клиенту ответить на несколько вопросов.

Вопросы про окружение

Бывает, клиент говорит о том, что ему не нравится офис (душно/некомфортно работать в open-space и т. п.). Жалуется на недовольного начальника или сообщает, что в коллектив пришла новая шумная сотрудница.

В этом случае причина нелюбви к работе — неподходящие условия труда или неумение выстраивать взаимоотношения с коллегами. Это запрос на коучинг, а не на профориентацию. В моей практике был кейс, когда клиентка поменяла место работы, попала в современный офис в центре Москвы и с радостью продолжила работать по своей старой специальности в новом окружении.

Если же клиент рассказывает о том, что всегда мечтал работать в свободном режиме на свежем воздухе, но вместо этого сидит в помещении от звонка до звонка, стоит разобраться подробнее.

Поможет ли хобби закрыть данную потребность? Или клиенту действительно стоит подумать о выборе нового направления.

Вопросы про рабочие задачи

Если клиент жалуется на то, что ему не нравятся его рабочие задачи, можно поинтересоваться, как обстояли дела раньше, и что изменилось за последнее время. Возможно, появились новые обязанности, и клиент завален дополнительной работой «за себя и за того парня»?

Такой запрос больше похож на коучинговый, когда можно отработать тему делегирования полномочий, тайм-менеджмента или умения говорить «нет».

Но что если перед вами «человек-вихрь», который не может жить без постоянного общения и многозадачности, а вместо этого из года в год проводит рабочие дни один на один с компьютером, монотонно внося бухгалтерские проводки в 1С?

Можно предположить, что произошел сбой на этапе выбора профессии. И стоит поискать варианты профессий, в которых клиент может реализоваться в полной мере.

Вопросы про способности

Бывает так, что у клиента расширился круг задач, но ему не хватает знаний и навыков для их выполнения. Часто такая ситуация возникает при повышении специалиста в должности. Включаются страхи, ограничивающие убеждения, и человек ошибочно думает, что эта работа «не его».

Бывает и обратная ситуация. Несколько лет человек радовался тому, что делает. Глаза горели, душа пела. Но наступил момент, когда все стало понятным и скучным. Не нужно больше стараться, чтобы узнавать что-то новое, работу можно сделать практически с закрытыми глазами. Клиент перестал развиваться и снова задумался: наверное, «не мое».

Обе ситуации можно проработать с карьерным коучем.
В первом случае клиент проработает свои страхи и ограничивающие убеждения, а затем начнет получать новый опыт и знания, прокачивать в себе важные компетенции (например, умение делегировать).

Во втором случае клиент определит для себя новые задачи и вызовы, которые помогут ему развивать новые навыки. Например, начнет писать полезные статьи по своей тематике, проводить обучение сотрудников и т. п.

Но что если на консультацию пришел клиент, который никак не развивает свои таланты и способности в выбранной профессии? Например, у человека ярко выраженный дар убеждения и любовь к работе с людьми, которые никак не раскрываются в работе.

В этом случае стоит подумать о новом направлении деятельности.

Бухгалтер из предыдущего кейса мог бы принести гораздо больше пользы в качестве менеджера по продажам или организатора мероприятий.
Подпишитесь на нашу рассылку! 50 000 ваших коллег уже читают нас.
Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓

Вопросы про ценности

Вопросы про ценности, на мой взгляд, самые сложные и самые важные. При ответе на них важно попросить клиента прислушаться к своим чувствам. Когда работает одна логика, хорошо слышен лишь голос разума, которому выгодно, чтобы человек оставался в знакомой безопасной среде.

Ценности могут меняться на протяжении жизни. То, что казалось важным в 25 лет, может потерять свою ценность в 35.

Например, женщина обзаводится семьей и детьми. И неожиданно время, проведенное с семьей, становится для нее более важным, чем карьера. Клиентка начинает задумываться о новой профессии.

Запрос ли это на профориентацию? Возможно. Если престижную профессию юриста она получила только для того, чтобы угодить родителям. А на самом деле это творческая девушка с ярко выраженными художественными способностями. При любой возможности она помогает подругам подбирать одежду, которая делает их ярче. В такие моменты девушка чувствует, что день прожит не зря и ее помощь имеет смысл.

Но если клиентка раньше любила свою работу и с удовольствием бралась за новые запутанные дела, ей больше помогут коуч-сессии, на которых она сможет поговорить о жизненном балансе, грамотно расставить приоритеты и придумать, как совмещать семью и работу наилучшим образом.

Заключение

Подробнее об особенностях запросов на профориентацию от взрослых, мы с коллегами расскажем на курсе «Профориентатор взрослых». Регистрируйтесь на первые открытые уроки, чтобы перенять наш опыт для вашей практики консультирования.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...