В своей авторской колонке Мария Улитина делится кейсами клиентов с ее карьерных консультаций и техниками, которые использует в работе. Сегодня она рассказала о трех методиках, которые можно применять на сессиях с клиентом для повышения его уверенности в себе.
HR-специалист с 10-летним опытом работы и карьерный консультант с психологическим образованием
Даже самые продвинутые и профессиональные топ-менеджеры могут столкнуться с потерей работы. И часто для таких клиентов осознание себя безработным — это кризис самооценки, потеря уверенности в себе, обесценивание своего опыта.
Задача консультанта — не только ситуативно проработать этот вопрос, но и дать клиенту инструменты, которыми он сможет самостоятельно пользоваться в будущем.
Найти истории силы
Первый инструмент — «Истории силы» — больше подойдет тем, кто на «ты» с образным мышлением и любит визуализировать.
1
Предлагаем клиенту вспомнить значимую ситуацию, в которой он достиг успеха (это может быть не только рабочая ситуация, но и что-то важное из личной сферы).
2
Клиент восстанавливает картину произошедшего максимально подробно:
в какой роли он был?
как вел себя, каковы были его действия?
каковы были эмоции и чувства в данной ситуации?
максимально конкретно записываем все, что сообщает клиент.
3
Уточняем у клиента: какими своими качествами, навыками и умениями он пользовался в этой ситуации? Что еще помогало? Подробно фиксируем список этих качеств.
4
Предлагаем вспомнить еще 2 или 3 ситуации успеха. И проделываем те же действия.
5
Вместе с клиентом рассматриваем список качеств по всем ситуациям. Какие качества повторяются во всех историях?
6
Просим клиента подумать: какие качества (3−5 основных) ему самому нравится использовать для решения таких ситуаций?
7
В завершении упражнения клиент размышляет на тему сложившейся ситуации. Зная список своих сильных ресурсных качеств, как еще можно применить их для решения своей проблемы?
Вспоминая свои «истории силы», клиент осознает, что уже не раз справлялся со сложными ситуациями. И, пройдя по нескольким таким историям, воочию видит свои суперсилы — качества, которые до сих пор являются его ресурсом. Это дает клиенту уверенность в том, что и с текущей сложной проблемой он способен справиться и стать еще сильнее.
Мини-курс по карьерному коучингу: получите системные инструменты для работы, станьте более экспертным консультантом, повысьте свой средний чек и количество клиентов
участвовать бесплатно
Технология START
Второй инструмент больше подойдет тем, кто обладает логическим мышлением, любит четкие схемы и рациональные объяснения.
1
Работаем с клиентом по технологии START. Это структурированная схема, построенная на методике STAR, которую используют для проведения собеседований. Она включает в себя поведенческие вопросы и ответы на них по следующему шаблону:
Situation (ситуация)
Task (задача)
Action (действие)
Result (результат)
Для выяснения сильных качеств добавляем еще один пункт — Talent — таланты.
2
Как и в первом упражнении, просим клиента вспомнить историю профессионального или личного достижения и описать его по следующему плану:
В чем заключалась ситуация и ее сложность?
Что конкретно он сделал для решения ситуации?
Что явилось результатом его действий?
Какие качества помогли ему достичь результата?
3
Предлагаем клиенту вспомнить еще 2 или 3 похожие ситуации. И проделываем те же действия.
4
Вместе с клиентом рассматриваем списки качеств по всем ситуациям: какие качества повторяются во всех историях? Это тот «остров сокровищ», который всегда есть у клиента, но который он часто закапывает в архивы памяти, принижая свои достижения.
5
Задаем клиенту вопрос: как вы думаете, как еще можно применить найденные качества для достижения самой важной цели или решения существующей проблемы?
По итогам этого упражнения у клиента появляется почва под ногами — он «подружился» со своими достижениями, оценил свои сильные стороны, увидел имеющиеся ресурсы для решения своей задачи.
Подпишитесь на рассылку: 50 000 ваших коллег уже читают нас. Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓
Глазами фаната
Есть еще один способ проработать уверенность в себе — этот вариант хорошо подойдет тем, кто только устанавливает доверие с клиентом. Помогает раскрепостить и расслабить клиента.
1
Просим клиента посмотреть на себя глазами человека, который восхищается им. Это может быть выдуманный поклонник или фанат.
2
Он верит, что клиент может идти вперед семимильными шагами и не знает об имеющихся комплексах и негативном представлении о себе.
3
Все, что видит фанат – это истинный блеск и потенциал клиента.
4
Предлагаем клиенту стать своим самым преданным фанатом, посмотреть на себя со стороны — оттуда, где сомнения не смогут его достать, — и увидеть свои уникальные таланты и силу индивидуальности.
5
На заключительном этапе клиент записывает все, что «услышал» от своего фаната.
Казалось бы, что упражнение почти шуточное. Но, как часто бывает, все гениальное — просто. И у клиентов загораются глаза и расцветает улыбка, когда они «слушают» своих внутренних поклонников.
Задача всех этих упражнений — показать клиенту, что все ресурсы для решения любой проблемы уже есть внутри, что он уже сильный сам по себе, и прошел не меньше испытаний, чем былинные богатыри. И главная его защита и ресурс — щит и мечь уверенности в себе.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Бесплатный мини-курс «Как стать карьерным коучем?»
На открытых уроках вы получите необходимые знания об инструментах для практики консультирования, повысите свою экспертность и получите массу системных инструментов для работы с людьми. Если вам интересен коучинг, но вы не знаете, с чего начать — этот мини-курс от практикующих экспертов сориентирует вас в профессии и на рынке карьерного коучинга.
Записаться
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге: