Блог

Как помочь клиенту найти свои источники силы

карьерный коучинг
В своей авторской колонке Мария Улитина делится кейсами клиентов с ее карьерных консультаций и техниками, которые использует в работе. Сегодня она рассказала о трех методах, которые помогут вернуть клиента в ресурсное состояние.
HR-специалист с 10-летним опытом работы и карьерный консультант с психологическим образованием.
Уже не первый год тема эмоционального выгорания регулярно выходит в топ-10 запросов по психологии. И к карьерным консультантам часто обращаются клиенты именно в таком «обесточенном» состоянии. Начинать работу по карьерному запросу в этом случае бессмысленно — для начала специалист возвращает клиента в ресурс. И для этого отлично подходят три техники арт-коучинга: мы можем помочь клиенту понять, куда уходит энергия, какие есть ресурсы для ее поддержания уже сейчас и где найти источник для подзарядки.

Техника «Звезда»

Цель: определить и понять, где человек теряет энергию.

Алгоритм работы:



  1. Предлагаем клиенту нарисовать на бумаге большую пятиконечную звезду и пронумеровать ее лучи.
  2. Клиент уточняет, какую ситуацию он хотел бы проанализировать, над каким вопросом подумать.
  3. Далее идет работа с пятью лучами.
1
Луч №1: Вопросы для клиента:
Каких знаний вам недостает сейчас и какую информацию нужно собрать, чтобы вы могли продвигаться в своем вопросе с нужной скоростью? Запишите 3−5 пунктов.
2
Луч №2: Вопросы для клиента:
С кем вам лучше проконсультироваться, у кого попросить совета, взять рекомендацию, получить подсказку? Запишите 2−3 человек, с которыми вы могли бы посоветоваться.
3
Луч №3: Вопросы для клиента:
Кто будет вас контролировать на пути к цели? Какой это будет вид контроля? Как вы будете понимать, что вы продвигаетесь вперед?

Важно, чтобы клиент назвал методы как внутреннего самоконтроля, так и некоего внешнего контроллера.
4
Луч №4: Вопросы для клиента:
С какими проблемами вероятнее всего вы можете столкнуться на пути к своей цели? Что может вам помешать в вашем движении?

Важно, чтобы клиент назвал возможные препятствия. Это могут быть внутренние факторы (лень, забывчивость, непунктуальность, болезнь) и внешние факторы (отказ в финансировании, болезнь ребенка и т. д.).
5
Луч №5: Вопросы для клиента:
Как мы можем минимизировать риски, которые вы назвали? Что вы можете сделать для того, чтобы не случилось замедление вашего движения к цели, как нейтрализовать эти риски?

В центре звезды нужно написать, ради чего клиент будет все это делать, какой в этом для него смысл.
Выводы: техника позволяет структурировать задачу клиента, делает ее реалистичной и выполнимой, дает понимание, что ему мешает и что может помочь.
Мини-курс по карьерному коучингу: получите готовые инструменты для работы и начните зарабатывать на карьерных консультациях. Чек-лист в подарок

Техника «Стать супергероем»

Цель: помочь клиенту осознать внутренние ресурсы и преодолеть страхи на пути к цели.

Алгоритм работы:
  1. Начинаем с формулировки запроса: «Какая твоя цель?»

  2. Предлагаем клиенту представить, что у него есть возможность сняться в кино в роли супергероя.

  3. Клиент представляет образ своего супергероя: его внешность, качества, достоинства и недостатки.

  4. По сценарию этому супергерою в фильме доверили выполнение важной миссии (озвучиваем запрос клиента). Какие чувства он при этом испытывает?

  5. Какие ресурсы у него есть в начале фильма для того, чтобы выполнить миссию?

  6. Какие 3−5 действий герой может выполнить уже в ближайшее время (в течение 10 дней) для выполнения миссии, имея указанные ресурсы?

  7. На пути к цели в фильмах принято что-то терять, чего-то лишаться. Чего лишится Ваш супергерой, решая свою задачу? Клиент называет 2−3 потери. Как при этом будет себя чувствовать герой?

  8. У героя фильма есть возможность для реализации цели привлечь в помощники двух существ (люди, животные, фантастические существа). Кто эти существа? Как они выглядят? Какими качествами они обладают? Чем они могут помочь главному герою выполнить его миссию? Клиент называет 2−4 действия, которые может выполнить супергерой с помощниками, или при их наставничестве.

  9. Просим клиента представить, что перед героем в определенный момент возникает непреодолимая, на первый взгляд, преграда. Что это будет за преграда? Клиент называет 3−5 пунктов, которые могут помешать выполнению миссии.

  10. В самый кульминационный момент фильма супергерой достает козырь, который помогает решить запрос наилучшим образом. Клиент озвучивает 3−5 качеств, которые раскрывает в герое этот козырь.

  11. Предлагаем клиенту представить, что герой выполнил поставленную перед ним задачу. Какие он испытывает эмоции? Как он себя чувствует? Кто его окружает? Что изменилось в его окружении?

  12. После выполнения задачи у супергероя рождается фраза, которая будет теперь его визитной карточкой. Какой будет эта фраза? Это может быть как девиз, так и просто прилагательное (например: «Бонд, Джеймс Бонд.»)

  13. Финальный этап: клиент прекрасно справился со своей ролью и даже получил высшую награду в виде статуэтки Оскара. Предлагаем ему представить это ощущение, как он наполнен новыми положительными эмоциями от пережитой работы в роли супергероя и готов теперь свернуть горы в своей, пока более спокойной жизни. Какие 3−5 действий для решения своего запроса клиент готов выполнить уже в течение ближайших семи дней?

Вывод: через технику визуализации прорабатываются не только имеющиеся ресурсы, но и внутренние преграды. Преодолевая препятствия на пути к «великой миссии», клиент обретает четкую уверенность, что все нужные козыри для достижения цели у него уже есть.

Техника «Найти свой генератор энергии»

Цель: помочь клиенту осознать возможности самоподдержки и самомотивации на
пути к цели.

Алгоритм работы:
  1. Начинаем с формулировки запроса: «Какая твоя цель?»

  2. Далее предлагаем клиенту представить в каком-то виде свой собственный генератор энергии.

  3. Клиент описывает его максимально подробно — как он выглядит, какой он на ощупь, какого цвета.

  4. Этот генератор напрямую связан с какими-то действиями, делами, местами, людьми. Просим клиента детально прописать этот список — все, что наполняет энергией, всегда бодрит и запускает генератор внутренних сил. Эти дела могут относиться не только к работе, они могут быть из разных сфер жизни.

  5. Теперь клиент представляет варианты: какие из этих дел, с какой частотой важно внести в его жизненное расписание для того, чтобы хватило энергии на пути к своей цели.

  6. Финальный этап работы: составить реальный список дел-самомотиваторов и внести их в свое расписание прямо сейчас.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.

Бесплатный мини-курс «Как стать карьерным коучем?»

На открытых уроках вы получите необходимые знания об инструментах для практики консультирования, повысите свою экспертность и получите массу системных инструментов для работы с людьми. Если вам интересен коучинг, но вы не знаете, с чего начать — этот мини-курс от практикующих экспертов сориентирует вас в профессии и на рынке карьерного коучинга.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...