Руководитель группы по подбору и оценке персонала в международной фармацевтической компании.
В этой статье я расскажу о том, что такое карьерный диалог, как и когда его проводить, каким компаниям подойдет эта методика, и предложу вам вариант бланка для проведения карьерного диалога.
Что такое карьерный диалог
Карьерный диалог — регулярные беседы руководителя и сотрудника. Диалоги нужны для улучшения результатов работы сотрудников, повышения их удовлетворённости, а также для выявления амбиций и потенциала коллектива. Процедуру таких бесед нужно привести к единым стандартам, т. е. проводить диалоги по определённой схеме, в оговоренные сроки, со всеми сотрудниками организации или только с ключевыми сотрудниками / должностями.
Каждой ли организации подойдёт
Культура общения руководителя и сотрудника зависит от ценностей организации. Если в ценностях упоминаются уважение друг к другу, сотрудничество, честность и доверие, тогда коммуникационное поле будет плодородным, а значит есть смысл задуматься о внедрении практики карьерных диалогов. Если же в компании человек человеку — волк, а собственник призывает конкурировать друг с другом и плести интриги, то у карьерных диалогов мало шансов быть принятыми.
Какова польза карьерных диалогов
Преимущества для собственника, ТОП-менеджера и HR:
1
выявление наиболее потенциальных сотрудников, а значит возможность планировать преемственность кадров;
2
профилактика неожиданных увольнений ключевых сотрудников за счёт открытых взаимоотношений между руководителем и сотрудником;
3
возможность чётко каскадировать цели компании каждому специалисту или ключевой должности.
Возможности для руководителя:
1
достичь личные KPI по текучести персонала в команде и развитию сотрудников;
2
лучше узнать коллектив и вовремя отреагировать на изменения.
Возможности для сотрудника:
1
заявить о своих амбициях;
2
получить обратную связь от руководителя по результатам работы и профессиональным / карьерным устремлениям.
Как проводить карьерные диалоги с сотрудниками
Как часто проводить карьерные диалоги?
Я рекомендую проводить одну основную беседу в год, а раз в 6 месяцев назначать промежуточную встречу для корректировки целей и направления развития сотрудника.
Где и как долго проводить?
Проводите карьерные диалоги не в офисе, а в кафе или комнате для отдыха. Не проводите встречу дольше 60−90 минут. Разговор свыше 90 минут утомляет.
Кто должен присутствовать?
Хорошо бы создать максимально неофициальный фон для общения. Поэтому я рекомендую проводить диалог в паре, без присутствия вышестоящего руководства. Если в компании есть внутренний карьерный центр, то присутствие карьерного консультанта я считаю допустимым.
Как готовиться к встрече
Организации и HR:
1
заблаговременно предупредить компанию о грядущем периоде проведения карьерных диалогов и напомнить о целях и важности этих встреч;
2
выслать бланки и рекомендации;
3
обучить новых руководителей проведению диалога.
Руководителю:
1
проанализировать результаты предыдущих бесед с сотрудником — понять динамику изменений;
2
наметить ход диалога, прописать цели для сотрудника, проанализировать его успехи и неудачи;
3
продумать возможные сложные вопросы и возражения от сотрудника (повышение дохода, рост в должности, смена обязанностей, отказ принимать корректирующую обратную связь).
Сотруднику:
1
определить личную цель беседы (профессиональный / карьерный рост; коррекция должностных обязанностей, смена отдела, переезд, нахождение общего языка с руководителем);
2
быть готовым обсудить каждую часть бланка (см. ниже).
По какому сценарию провести встречу
Выберите удобное время. Постарайтесь не назначать сложные встречи непосредственно до и сразу после карьерного диалога. Установите контакт с сотрудником и только затем переходите к бланкам. Завершите встречу на позитивной ноте вне зависимости от сложности беседы. Сотрудник должен чувствовать себя в безопасности. Фиксируйте договорённости и в дальнейшем исполняйте свои обещания.
Вариант бланка для проведения карьерного диалога
Раздел бланка;Вопросы для обсуждения;Комментарии
Оценка удовлетворённости сотрудника; • Насколько вы в целом довольны положением своих дел в компании (от 0 до 5)? • Как бы вы оценили свои взаимоотношения с руководством (от 0 до 5)? • Как бы вы оценили свои взаимоотношения с коллегами (от 0 до 5)? • Как бы вы оценили свою результативность (от 0 до 5)? • Как бы вы оценили удовлетворённость своим уровнем дохода (от 0 до 5)? • Чего вам не достаёт, чтобы поставить более высокие оценки по этим категориям? • Почему вы не поставили более низкие оценки?; В этой части беседы оцените текущие мотиваторы и демотиваторы сотрудника. Проводите карьерный диалог хотя бы 2 раза в год, и увидите динамику смены мотиваторов, будете понимать причины этих перемен. Это значит, что у менеджера команды не будет вопросов к HR – «А почему мой сотрудник так странно себя ведёт? Что мне с ним делать?»
Цели. Статус предыдущего года и постановка на предстоящий год; • Каковы были цели предыдущего года? • Удалось ли их достичь? • Что / кто помогли / помешали вам? • Какие ваши личные качества / поступки помогли / помешали достичь запланированного результата? • Какие выводы вы сделали, чему научились? • Какие цели вы ставите перед собой на следующий год (SMART)? • Какие ресурсы для достижения цели у вас есть / чего вам не хватает? • Чем я как руководитель могу вам помочь? • Какой эффект получит бизнес от достижения данной цели?; В этой части беседы проверьте потенциал сотрудника. Оцените его мотивацию, умение преодолевать разочарования и стресс, обучаемость, ориентацию на результат, умение работать самостоятельно и стратегическое мышление. Цели, поставленные перед сотрудником, должны логично следовать из целей компании, а значит руководитель декомпозирует глобальные цели, понимает логику влияния работы его команды организацию. В каскадировании целей помогут вышестоящий руководитель, HR BP или внутренний карьерный консультант. Проверьте цель на соответствие SMART-технике.
Развитие профессионализма и карьеры;Какие качества вы цените в себе и проявляете на работе? • Как вы думаете, могут ли коллеги согласиться с вами? • Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для достижения поставленных целей? • Как вы планируете восполнять недостающие знания и навыки? • Какая помочь вам понадобится от руководителя или тренеров? • Каковы ваши профессиональные / карьерные планы? • Чем вы хотели бы заниматься через 1-3 года? • Какие шаги в направлении этой цели вы сделаете? • Как руководитель / компания может помочь вам?;В этой части беседы оцените способность сотрудника к объективному самоанализу, амбициозность, стремление к саморазвитию и упорство. По ходу беседы руководитель совместно с сотрудником составляет индивидуальный план развития (ИПР) сотрудника – план развития компетенций. В ИПР соблюдайте принцип 70/20/10.
Подпишитесь на рассылку: 50 000 ваших коллег уже читают нас. Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓
Что делать после беседы
Передайте резюме результатов карьерных диалогов вышестоящему руководителю и в HR. Если у в компании используется специальная электронная платформа, то вопрос решается автоматически. Если такой платформы нет, создайте хотя бы файл Excel и внесите выводы. Даже если руководитель уволится из организации, то будущему лидеру команды «по наследству» перейдёт рабочий инструмент для развития сотрудников.
Вместо заключения хочу ещё раз отметить, что честные взаимотношения руководителя и сотрудника – обязательное условие карьерного диалога. В ином случае пара только потеряет время на заполнение бланков.