Блог

Как работать с метафорическими картами карьерному консультанту

Дата публикации: 21.02.2021
Карьерный консультант в сфере медиа и маркетинга. Выпускница Школы Карьерного Менеджмента. Психолог
За многими карьерными вопросами стоят более глубокие психологические проблемы. Консультант — не психолог, но понимание смежной зоны может значительно ускорить работу с клиентом. Для себя я нашла инструмент, помогающий работать с психологическим состоянием клиента параллельно с решением карьерных задач, — метафорические ассоциативные карты.
В этой статье я расскажу, что представляет собой работа с метафорическими картами на практике. Сначала кратко о методе в целом.

МАК — это инструмент, основанный на проекции, метафоре и диассоциации, когда человек говорит не о себе, а о карте. Консультант получает информацию исходя из того, как клиент взаимодействует с картами: выбирает, описывает, определяет как приятные и отталкивающие… Клиент рассказывает не напрямую о себе, а о сюжете карты, благодаря чему демонстрирует консультанту то, что не смог бы озвучить. Интерпретации карт говорят консультанту много о личности человека, его ценностях и защитах. А клиент, рассуждая о картинках, может получить инсайт о себе.

Работа с метафорическими картами давно прижилась в психологической среде. МАК используются в случаях, когда клиенту сложно выразить свои чувства, когда нужно соприкоснуться с исключенным. Для клиента карьерного консультанта эти задачи не менее актуальны.
Колода метафорических ассоциативных карт
Как выглядят метафорические карты

С кем и когда использовать техники работы с метафорическими картами

Бытует мнение, что упоминание о картах порождает ассоциации с гаданием, пасьянсами, недоказанными методами работы с подсознанием. Мне встречаются такие опасения, но больше в среде самих специалистов, нежели клиентов.

По моему опыту, карты находят большой отклик у аудитории: в работе у человека руки буквально тянутся к колоде. Как у психолога, у меня есть гипотеза, что карты отсылают нас к чему-то неизведанному, табуированному, и тем самым становятся притягательными.

С точки зрения аудитории МАК также достаточно универсальный инструмент. Два случая-исключения:
1
нельзя использовать с людьми с сильными психологическими нарушениями (но карьерный консультант с расстройствами сталкивается редко);
2
карты малоэффективны для людей с очень слабо выраженным визуальным каналом восприятия.
В моей практике МАК-инструмент особенно хорошо работал у двух контрастных типов клиентов:
1
творческих специалистов — им близки нестандартные методы;
2
технических специалистов — например, инженеров.
Последним, как правило, сложно сразу открыто рассказать о себе, рассуждать о страхах и ограничениях — к этим темам можно подойти через карты и образы.

В карьерном консультировании применение МАК релевантно практически в любом запросе: поиск себя, желание больше зарабатывать, выбор между двумя офферами и другие.
Но это прикладной инструмент, и вся сессия не может быть построена только на нем. Консультант получает срез информации через работу с метафорическими ассоциативными картами, но топливо сессии — это экспертиза и опыт консультанта, он направляет разговор, задает вопросы и подсвечивает важное.

Какие выбрать метафорические карты для работы

Существует огромное множество колод: авторские, тематические (отношения, деньги, страхи и т д), подростковые, архетипические «женские» и так далее. Многие колоды таро можно использовать как МАК (очевидно, что принципы работы с ними в этом случае иные, нежели у таролога). Глобально их можно разделить на портретные, сюжетные, ресурсные, специализированные по теме.
Минимальный набор карьерного консультанта — портретные и сюжетные колоды. Посвященные теме денег, страхов, отношений с миром — это дополнительные колоды по желанию.

В арсенале активных практиков бывает свыше 10 колод. Но если вы только начинаете работу с МАК, не надо скупать все: найдите один два набора карт, сюжеты которых вам близки. В процессе работы вы лучше поймете, каких колод вам не хватает.

Как работать с метафорическими картами в карьерной сессии

Знакомство

В английском есть выражение break the ice (сломать лед). Я часто предлагаю клиенту посмотреть колоды, чтобы расположить его к доверительному разговору. Если клиент сильно зажат, я могу рассказать ему о том, что работаю с МАК, и невзначай оставить на столе разложенную колоду. Сама я выхожу под предлогом налить воды. По возвращению я, как правило, вижу, что клиента уже зацепили некоторые карты, и я могу начать разговор о них.

Работа с запросом

Я прибегаю к помощи МАК, когда клиенту сложно описать свой запрос или когда я точно понимаю, что клиент запутался и выдает социально желаемые фразы. Тогда я предлагаю рассказать его историю через карты. Если клиент выбрал карту и молчит, можно помочь ему универсальным терапевтическим вопросом: «Что вы чувствуете, глядя на карту?"/ «О чем карта для вас?"
Важное правило: консультант следует за клиентом и не навязывает ему свое восприятие карты. Мы работаем только с материалом клиента.

Первый пример работы с метафорическими картами

Клиент не знает, чего хочет, говорит общие слова о том, что нужно найти работу, не может выделить критерии хорошей для него работы, кроме зарплаты.

Я предлагаю выбрать карту, которая похожа на хорошую работу.
Метафорическая ассоциативная карта из колоды Сюрреализм. На ней люди стоят на дереве и играют на инструментах, внизу люди слушают под деревом
Карта из колоды «Сюрреализм»
Глядя на картинку, клиент говорит, что ему нравится, что на ней много людей, группа музыкантов на ветках выглядит очень дружной, они готовы стоять друг за друга, им нравится играть, они улыбаются. Люди около дерева немного смущают, но они не мешают тем, кто наверху.

Затем я спрашиваю, а что это значит для моего собеседника? И здесь уже проясняется, что клиенту нравится быть в команде, чувствовать опору, делать общее дело, ему не хочется жестких рамок и так далее.

Второй пример работы с метафорическими картами

Клиент рассказывает про конфликт на последнем месте работы, видно, что ситуация еще очень горячая, «поглощает» ресурсы человека. Он выбирает карту, характеризующую его состояние сейчас. Иногда уже этот шаг вызывает резкую эмоциональную реакцию у собеседника — и напряжение отпускает. Это выражается в смехе, едком комментарии («Ну, все понятно»), иногда клиенты плачут.
Метафорическая ассоциативная карта из колоды Сюрреализм. На ней люди стоят на дереве и играют на инструментах, внизу люди слушают под деревом
Карта из добродушной колоды «Питомцы» вызвала тяжелые переживания у клиента. Ее интерпретировали так: «Как же я устала быть недосягаемым супергероем и всех спасать».
Далее мастерство самого консультанта: задать дополнительные вопросы о сюжете карты, обсудить, как рассказанное относится к клиенту, и предложить релевантную технику. Например, перенаправить внимание из прошлого в будущее. Главное, что работа идет уже с настоящим человеком, а не «маской».

Следующим возможным шагом может быть выбор карты начальника и предложение двум героям поговорить друг с другом. Или выбор желаемого состояния.

Во время сессии клиент получает максимум от карт, которые он выбирает. При этом консультанту важно обратить внимание на следующее:

  • какие карты клиенты не выбирает. По Юнгу — это тени или вытесненное. Если клиенту категорически не нравятся карты, консультанту нужно это взять на карандаш;

  • как долго клиент выбирает карты, как рассматривает, быстро ли делает выбор, как подходит к выбору;

  • мимика, комментарии, эмоции, невербальные сигналы во время работы с картами.
Секрет карт в том, что рассказывая о картинках, клиент сам понимает многое про себя, видит «темные» зоны. К тому же консультант лучше его узнает: могут проясниться внутренние причины карьерных проблем.

Метафорические карты в коучинге: поиск ресурсов

Ко мне часто приходят клиенты без ресурса. Им нужна работа, но по-честному у них нет сил на поиск, тем более на трудовые подвиги. Инструмент МАК хорошо работает с этой темой: такие карты есть в любой колоде, или можно обратиться к специальным ресурсным колодам.
Можно задать клиенту вопрос «Как бы вы хотели себя чувствовать?» и предложить выбрать ресурсный образ. Далее можно минимум попросить описать ассоциации: как правило, человеку нравится карта, он говорит, что на нее приятно смотреть. Можно более детально описать ощущения в теле, мысли, приходящие образы. С наводящими вопросами он вспоминает, когда испытывал подобное ощущение, что оно может ему дать. Альтернативный вариант — поработать в гештальт-подходе: предложить «поговорить» с образом на карте, поменяться ролями и из позиции карты (или из позиции реализации желаемого) дать совет себе в настоящем.
Метафорические ассоциативные карты из колоды «Архетипы и тени»
В качестве ресурсных я использую колоду Чака Спеццано «Архетипы и тени». Карты Ангела, Адепта, Оптимиста напоминают о высшей поддержке, экспертности, свете на пути, вере в лучшее.

5 советов для работы с метафорическими ассоциативными картами

1
Выберите колоду, которая будет нравиться именно вам. Она может стать и вашим ресурсом. Нет правильных или не подходящих колод для практики.
2
Спрашивайте клиента о готовности работать с МАК. Возможно, вы обратитесь к картам не на первой сессии. Успех работы зависит от комфортной атмосферы.
3
Работайте с ассоциациями клиента, если вам хочется помочь ему прочитать карту правильно — вы начали «лечить» себя.
4
МАК — это инструмент, который можно наложить на любой близкий вам метод работы. Работе с метафорическими картами можно посвятить всю встречу, или же это может быть элементом сессии. Вы «адаптируете» карты под себя.
5
Главным остается профессионализм консультанта, а МАК — дополнительный инструмент, который может разнообразить вашу практику и привлечь новых клиентов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...