Блог

Внутреннее сопротивление: как преодолеть его через эго-состояния

Карьерный консультант. Руководитель в ГК РОЛЬФ. За 3 года трижды росла внутри компании, построила отдел с нуля, занимаюсь подбором и обучением персонала.
Головоломка, над которой бьются многие специалисты помогающих профессий — внутреннее сопротивление изменениям. Клиент приходит к нам за изменениями, но бессознательно сопротивляется им. И прогресса нет.

Запрос: помогите мне получить эту роль

Расскажу вам один случай: ко мне обратилась молодая девушка, студентка и начинающая актриса. Она хочет получить роль в известном сериале: для этого осталось всего ничего — похудеть на 5 кг и подтянуть английский с уровня В1 до уровня В2. На это у нее 4 месяца.

Девушка записалась в зал, ограничивает себя в еде, взяла уроки частного репетитора, но 2 месяца прошло, а прогресса нет. Она чувствует подавленность, упадок сил и усталость от борьбы с ветряными мельницами. Запрос звучит так: помогите мне получить эту роль.

Игры, в которые играют люди

Очевидно, что есть внутреннее сопротивление: она хочет роль, но что-то ее пугает. Профессия творческая, поэтому она требует нестандартного подхода. На помощь пришла теория Эрика Берна, автора бестселлера «Игры, в которые играют люди». Его транзактный анализ сделал настоящий прорыв в психологии. Эрик представляет человека не с одним, а с тремя эго-состояниями: Ребенок, Родитель, Взрослый. Все три части по-разному думают, чувствуют и воспринимают этот мир.

Первое, что я сделала со своей юной актрисой — познакомила ее с этими внутренними личностями.
Бесплатный мини-курс «Как стать карьерным коучем?» После регистрации — чек-лист в подарок

Эго-состояние «Ребенок»

Иногда в старшем возрасте мы проявляем себя, думаем и чувствуем так, как когда-то в прошлом. Руководитель отчитывает подчиненного за некорректно составленный отчет и тот чувствует себя подростком, который принес домой двойку.
Эго состояние ребенок: примеры положительных и отрицательных проявлений этой личностной роли

Каким бывает Ребенок

  • Свободный проявляется, когда вы приехали на берег моря и бежите к нему со словами: «Ух ты! Море, айда кататься на банане, купаться и загорать!»

  • Адаптивный выступает в двух амплуа. Например, вас научили, что громко смеяться нельзя, а проявлять свою радость и делиться ей с окружающими, значит сглазить, поэтому вы научились сдержанно реагировать на море и скромно проявлять свои чувства.

  • Бунтующий высказывается «Нет, я против!», «Я этого не буду делать», «Я не хочу!». Мотивация в состоянии Ребенка не является внутренней — она ориентирована на то, чтобы откликнуться на Родительское воздействие — реальное или субъективное.

Эго-состояние «Родитель»

Личностная социальная роль Родителя проявляется, как некоторая скопированная форма поведения. Мы говорим голосом предков и повторяем их манеру, действуем, как они. При этом факт копирования часто не осознается. Например, повторяя модель родителей, начинаем закипать над домашним заданием наших детей. Или отчитываем окружающих, как делала наша учительница в пятом классе. Сформированные с детства бытовые привычки (как завязывать шнурки, разговаривать с людьми) и жизненно важные установки (сколько зарабатывать, как строить семью, как стать успешным в жизни) тоже оказываются копией родительских моделей.
Эго состояние родитель по Берну: пример положительных и негативных проявлений роли в человеке

Каким бывает Родитель

  • Контролирующий нацелен на установление правил и укрощение окружающих. Контроль в конструктивной форме — это, к примеру, «Не выбегай на дорогу, это опасно. Сначала посмотри по сторонам нет ли машин», «У нас в семье правило: мы не деремся»). В деструктивной форме — это «Как ты смеешь!», «Еще слово и я поставлю тебя в угол!».

  • Заботливый: копирование форм поддержки, защиты и покаяния, которые наблюдали в своем прошлом. Позитивный Заботливый Родитель предлагает поддержку, учитывая потребности другого («С тобой сходить?», «Давай я помогу тебе с этим?»). Негативная сторона Заботливого Родителя представлена гиперопекой («Я сделаю за тебя», «Это слишком много, они много от тебя хотят, давай пожалею») и чрезмерным потаканиям, игнорирующим возможность человека справиться. Важный момент: копирование никогда не бывает точным. Негативные аспекты личностной социальной роли часто являются преувеличенными и заостренными, т.к. запечатлеваются в стрессе.

  • Бывают самостоятельные формы Родителя, когда человек способен критиковать себя, чтобы защититься от внешней критики или преодолеть боль от пренебрежения воспитывающими фигурами.

Эго-состояние «Взрослый»

Личностная роль Взрослого помогает выбирать поведение, учитывая прошедший опыт и актуальное состояние. Эго-состояние Взрослого — это проявление автономии, ответственность за свои выборов и поступки.
Эго состояние взрослый — примеры положительных и отрицательных проявлений личностной роли

Примеры:

Каждый из нас может регистрировать и оценивать то, что происходит здесь и сейчас и принимать решения на основе доступной нам информации.

В эго-состоянии Взрослого поведение человека отвечает на вопросы:

  • Кто я такой, какой я есть сейчас?

  • Что я думаю, чувствую, ощущаю по этому поводу?

  • Что я хочу сделать в этой ситуации?

  • Что я могу?

Получается такая легкая психология, благодаря которой человек рассматривает себя из разных ролей. А роль — это как раз, что очень синонимично нашему запросу.

Вопросы для прояснения эго-состояния

Консультант
Ты познакомилась со своими состояниями. Скажи, какая из частей хочет эту роль?
Клиентка
Это желание Ребенка (примечание: Ребенок— это часто про «хочу»). Я с детства мечтаю о сцене. Я не могу подвести моих родителей, они против моей актерской карьеры, но я пообещала им, что у меня все получится".
Консультант
Какая из твоих внутренних ролей приняла решение пойти в зал и нанять репетитора?
Клиентка
В ее ответе звучат слова-директивы: «Чтобы похудеть, я должна идти в зал», «Я обязана, у меня нет выбора». Все эти слова принадлежат Родителю, который часто рассуждает с позиции «надо, обязан».
Как мы видим, корни проблемы растут из разногласия между «хочу» и «надо», и на этот конфликт уходит много энергии.

Наша коучинговая задача — включить личностную социальную роль Взрослого в нашем клиенте. Она должна принять самостоятельное решение, но учесть мнение всех своих сторон.

Люди, которые играют в игры

Для того, чтобы все эго-состояния пришли в согласие, я предлагаю клиенту включиться в игру. Она представляет себя в помещении, где могла бы происходить семейная встреча. Это может быть кабинет, кухня, сад или веранда. В помещении есть стол и во главе стола находится сама клиентка. Важно полностью сконцентрироваться на происходящем, следить за тем, что происходит.

Я прошу клиента поделиться с другими внутренними личностями, находящимися в помещении, своими планами. Рассказать, что ей хочется получить роль, как важно ей быть в определенной форме и обладать знаниями языка. И теперь всем ролям клиента нужно принять решение, что делать. Для этого есть час, иначе ее не будут даже рассматривать как кандидатуру на эту роль. За столом рассаживаются знакомые лица — эго-состояния. И начинается спор. Разворачивается моноспектакль в трех действиях.

Сначала Ребенок подпрыгивает на стуле и говорит, что для получения роли можно плавать в бассейне и ходить на встречи с англоговорящими. С другой стороны стола раздается строгий голос:
«Это все несерьезно! Чтобы произвести такую трансформацию над собой, нужно 5 раз в неделю ходить на тренировки, взять уроки частного инструктора и репетитора».
Важно напоминать клиенту о поддержке разных точек зрения, выслушивать без отвержения.

Далее опять раздается голос:
«Ты так себя в могилу сведешь, может тебе рассмотреть роль другой героини, у другого режиссера?"
Моя героиня видит, как у Ребенка наступает разочарование и накатывают слезы.

Вдруг за столом появляется другой Ребенок — он все время тихонько сидел, а теперь тянет руку:
«Пожалуйста, можно я скажу? Давайте играть в теннис, я всю жизнь мечтал играть в теннис! Это же весело, можно ходить в короткой юбочке и играть с ракеткой и мячиком».
И так выговариваются все члены семьи, которые находятся в помещении. Задача клиента: с уважением выслушать каждого и принять решение, которое бы устроило всех.

Со стороны такая игра — невероятное зрелище, а для клиента — удивительное внутреннее переживание. Раскрывается сумасшедший потенциал клиента, появляются такие родительские и детские фигуры, находкам которых позавидовал бы сам Фрейд.

Наша важная коучинговая задача — направлять клиента, задавать вопросы: «Кто еще есть в этой комнате?», «Чей голос громче всего, чей тихий?». Напоминайте клиенту, как важно поблагодарить каждого участника за мнение. А в конце суммировать все высказывания и принять решение из личностной роли Взрослого — главы стола.
Подпишитесь на нашу рассылку! 50 000 ваших коллег уже читают нас.
Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓

Польза проработки эго-состояний

По моему опыту, множество трудностей возникает, когда человек путает личное и ролевое. Например, приносит много детского состояния в работу, пытается выстроить отношения с начальником, как с Родителем, и спотыкается о повторение старых конфликтов.

Бывают руководители, которые дают задания сотрудникам, исходя из детского состояния, что тоже не очень эффективно.

Или можно заметить, как очень по-родительски некоторые заботятся о коллегах и в конце дня чувствуют себя истощенными. Их дела не сдвигаются с места, поскольку никто не берет на себя ответственность.

По сути происходит соскальзывание в эго-состояния, которые нерелевантны ситуации. Важно заметить эту путаницу и подумать, как вернуться в подходящую роль.

Поэтому так эффективна работа с сопротивлением через эго-состояния. Проведя такую практику, мы понимаем, в какой личностной роли сейчас клиент, что помогает выстроить эффективную коммуникацию.

Игра, которую мы проделали с клиентом — нестандартный подход, но работает он не только с творческими запросами. Такая методика поможет вам эффективно и глубоко проработать любую ситуацию. В результате клиент приходит в согласие с собой. А значит, уже не будет нерационально тратить энергию на внутреннее сопротивление и борьбу, а будет пускать ее на достижение своей цели.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.

Бесплатный мини-курс «Как стать карьерным коучем?»

На открытых уроках вы получите необходимые знания об инструментах для практики консультирования, повысите свою экспертность и получите массу системных инструментов для работы с людьми. Если вам интересен коучинг, но вы не знаете, с чего начать — этот мини-курс от практикующих экспертов сориентирует вас в профессии и на рынке карьерного коучинга.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...