Блог

7 карьерных проблем, которые мы создаем себе сами

психология карьеры
HR бизнес партнёр международной компании XPO Logistics. Более 10 лет в HR. Психолог, карьерный консультант, преподаватель Школы карьерного менеджмента и супервизор Ассоциации карьерных консультантов.
Причины, по которым людям не удается достичь успеха в профессии, часто не имеют отношения к внешним условиям. В статье я рассказала о наиболее частых карьерных проблемах, когда свойства характера «тормозят» клиентов на пути к высотам.
Карьерные специалисты и коучи могут воспользоваться этими советами для решения проблем в карьере их клиентов. При условии, что те готовы сформулировать цели профессионального развития и действовать по плану ради их достижения.

1. Нежелание брать на себя ответственность

Иногда во всех бедах человек винит обстоятельства: кризис отрасли, нет подходящих вакансий, возраст, дураки-рекрутеры или самодуры-начальники. Переложить ответственность за карьерные проблемы — естественный защитный механизм, который спасает уязвленное самолюбие. У многих бывают моменты, когда разочарование в себе так велико, что проще найти проблему вовне, чем проанализировать собственные действия.

Однажды ко мне пришла клиентка с жалобой на сотрудницу, с которой у нее постоянно возникали конфликты.
Первые полчаса она говорила только о своей коллеге, пытаясь доказать мне, что все проблемы из-за нее, а сама клиентка делает все правильно. Тогда я предложила ей «поменяться ролями».
Мы разыграли их типичный диалог. Результат оказался очень отрезвляющим. Моя клиентка нашла как минимум две причины в своем поведении, которые провоцировали конфликт. Это был первый шаг к большой работе над тем, как она общается с людьми.

2. Проблемы планирования карьеры — отсутствие стратегии

Для успешной карьеры важно оказаться в компании, где есть возможности для развития, в команде с профессионалами, у которых можно учиться. В молодости об этом редко задумываются, поэтому так много тех, кто в 30 лет обнаруживает себя в падающей отрасли или с мало востребованной профессией. При всей непредсказуемости рынка важно определиться, куда хочешь попасть через 5, 10, 20 лет.

Чем раньше появится карьерный план — тем лучше. В нем нужно описать должность, которую вы хотели бы занять в будущем, компанию, где хотели бы трудиться, компетенции, необходимые и имеющиеся.
Подумайте, какое обучение поможет приобрести нужные знания. Хорошо, если в вашем карьерном плане будут альтернативные варианты.
Одни отрасли развиваются, другие стагнируют. Появляются и исчезают профессии. Следите за трендами рынка и ежегодно корректируйте план.

Часто я сталкиваюсь с тем, что людям сложно планировать на длительный срок. Тогда я рекомендую начать с малого — составить план на 3−5 лет и постепенно увеличивать временной горизонт.

3. Желание «все бросить»

Иногда у клиента есть стратегия, но «здесь и сейчас» он запутался. Такие клиенты много рассказывают о текущей ситуации, но не могут сформулировать конкретную проблему карьерного роста и цель. В таком состоянии некоторые могут пребывать месяцами, а если вдобавок у них нет стратегии, они ищут себя годами.

Одна моя клиентка, сделав успешную карьеру в строительстве, обратилась ко мне, потому что хотела сменить вид деятельности: она «устала от работы, хочет нового». В беседе же стало ясно, что проблема в ее текущей рабочей ситуации (в изменениях, происходящих в компании, и отношениях с новым руководством). Стремление к переменам — в данном случае скорее бегство от проблем. Даже опытные менеджеры могут попасть в такую ситуацию, когда стресс, негативные эмоции и общая неопределенность «затуманивают взгляд», а уж с молодыми специалистами это случается сплошь и рядом.
Открытые уроки по профориентации взрослых: узнайте, с какими запросами приходят взрослые и на что обратить внимание при выборе образовательного маршрута

4. Слишком много эмоций

Многим профессионалам (особенно молодым) свойственны эмоциональность и самоуверенность. Часто они стремятся делать не то, что пойдет им на пользу, а то, что легко, весело и популярно в их кругу.

Плохое понимание своих сильных и слабых сторон может привести к выбору неверного пути, а впоследствии к разочарованиям, неуверенности, отказам на рынке труда. Дело не только в возрасте, но и в психологической зрелости.
Рекрутеру странно видеть резюме 30-летнего кандидата, который «ищет себя», меняя профессии и отрасли так часто, что ни в одной из них не успевает стать профессионалом.
Вчера он работал в продажах, а сегодня откликается на вакансию помощника юриста. Серьезные работодатели не рассматривают таких кандидатов, предпочитая тех, кто строит карьеру более логично.

Аналогичное отношение к соискателям с неожиданными отклонениями от основного карьерного пути: например, 10 лет работы в логистике, потом год в туризме, полгода в ресторанном бизнесе. Когда он пытается вернуться в логистику, работодатели не доверяют ему, потому что последние места работы выдают желание сменить род занятий.

К этой же группе причин можно отнести карьерные проблемы из-за нехватки опыта и знаний у специалистов в быстро развивающихся отраслях. Например, если маркетолог или HR плохо ориентируются в цифровых инструментах, то им все сложнее оставаться конкурентоспособными.

Если не хватает компетенций, стоит найти специализированное обучение или обратиться к наставнику. Наставничество или менторинг — известная практика на Западе, когда профи делятся знаниями с менее опытными коллегами. Найти ментора можно через специализированное сообщество (интернет-поисковики выдают достаточно ссылок), или обратиться напрямую с такой просьбой к человеку, который авторитетен для вас.

Также стоит узнать, есть ли подобная практика в вашей компании. Крупный бизнес часто развивает корпоративное менторство.

5. Психологическая нестыковка

Для каждой должности требуются люди с определенными психологическими качествами: для одних позиций важно системное мышление, для других — гибкость и обучаемость, для третьих — клиентоориентированность и забота. Чем лучше мы понимаем себя, тем быстрее окажемся там, где наши сильные стороны востребованы, а слабые нам не мешают или чем-то компенсируются. Чтобы лучше понимать себя, есть много разных способов. Можно спросить мнение коллег и друзей, использовать психологические тесты, поработать с психологом или карьерным консультантом.

Кроме этого, есть мета-компетенции — те, что работодатели ожидают видеть у лучших сотрудников: ответственность, проактивность, инициативность, готовность принимать решения.

Отсутствие гибкости, апатия — серьезные ограничения и причины карьерных проблем, особенно на руководящих должностях.
Мне довелось наблюдать за одним руководителем с амбициями стать топ-менеджером. Он был начитанным, весь его кабинет был заставлен книгами о бизнесе, на каждом собрании он демонстрировал прекрасное знание теории менеджмента, но у него не ладились отношения в команде. Сотрудники говорили, что он не слышит никого, кроме себя. Пытаясь доказать, что он «самый умный», он тратит свое время на «разговоры ни о чем», по 10 тысяч раз рассказывает одни и те же истории и придирается к сотрудникам из-за мелочей, которые не влияют на конечный результат.
Подпишитесь на рассылку: 50 000 ваших коллег уже читают нас.
Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓

6. Нежелание общаться

Это могут быть ярко выраженные конфликты, но чаще это просто отсутствие контакта с руководством и «агентами влияния» в компании.

Скромность не способствует успешной карьере. Нужно уметь рассказывать о себе, не стесняться говорить о своих достижениях и задачах, активно интересоваться делами коллег, искать общие темы и предлагать помощь.

Старайтесь быть полезным и выстраивать доброжелательные отношения на всех уровнях. Особенно это важно, если вы только пришли в компанию. В любом бизнесе есть неформальные лидеры, которых вы обнаружите не сразу, а они будут наблюдать за вами с первого дня. Это первое впечатление будет потом очень сложно изменить.

7. Сложный период жизни

Серьезные личные проблемы отнимают много энергии и отодвигают карьеру на второй план. Попытка справляться с работой «на отлично» на фоне развода, собственной болезни или нездоровью близких приводит к истощению и снижению концентрации. Возникает риск ошибок и эмоциональных срывов. В сложные моменты нужно беречь ресурсы и заботиться в первую очередь о себе.
Я знаю много примеров, когда работодатель шел навстречу сотруднику с личными проблемами, предоставляя дополнительный отпуск, финансовую или организационную поддержку.
Лучше честно признаться, что какое-то время вам будет не до работы, чем потерять свое место.

Заключение

Карьера — это путь. Возникающие проблемы построения карьеры — признак изменений, а без изменений нет развития. В большинстве ситуаций вы вполне сможете справиться с трудностями своими силами, прибегая к помощи опытных коллег из своего ближнего круга. Не стоит умалчивать о проблемах, полагаясь только на себя.

Если вы чувствуете, что те, кому вы доверяете, дают противоречивые советы, которые не могут решить ваши карьерные проблемы, то стоит подумать о консультации с профессионалом.
Над статьей работали:
Шеф-редактор блога Школы Карьерного Менеджмента
Соавтор статьи. Карьерный консультант в сфере медиа и маркетинга. Выпускница Школы Карьерного Менеджмента. Психолог

Приглашаем на курс «Профориентатор взрослых»

По окончании программы вы получаете надежную методику по профориентации взрослых и четкую технологию работы с этим запросом, которая значительно облегчит процесс консультации, повысит качество работы и даст возможность больше зарабатывать. Методика позволит получить объективную оценку о клиенте, выявить более глубокий уровень личности клиента и защитит консультанта от ошибок и личных проекций. Записывайтесь на открытые уроки, чтобы задать любые вопросы преподавателям курса лично
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...