Раньше люди, называющие себя карьерными консультантами, использовали инструменты рекрутмента или коучинга, адаптировали их под карьерные запросы. И запрос был в основном от людей, которые находились в поиске работы.
Мы позиционировали профессию карьерного консультанта как человека, который может помочь клиенту создать дополнительный доход к заработной плате в найме или вовсе уйти из найма. Например, для многих молодых мам актуальна работа в свободном графике, чтобы уделять внимание семье и развитию детей. Также профессия карьерного консультанта привлекала отсутствием возрастного предела. Стать карьерным консультантом можно и после 45−50 лет, чтобы не конкурировать на рынке труда с более молодыми эйчарами, а занять свою нишу в помощи клиентам с их карьерными запросами.
Прошло 5 лет. Компании стали активно внедрять карьерные центры, потому что стало понятно, что классическая схема кадрового резерва не работает. Причина тому — слишком быстрые изменения в обществе и экономике. Бизнес легко перестраивается с периода экономии затрат на период «ребят, экономика растет, быстро нанимаем людей и пользуемся моментом», а вот система работы с кадровым резервом за этим не успевает. И с одной стороны, внутри компаний есть острейшая потребность растить своих специалистов, и люди амбициозные, готовые расти, — есть.
Но… Система часто настолько заскорузлая, что не успевает измениться на уровне правил и регламентов, а уже пора работать по другому. Корпоративный карьерный центр, где работа идет по принципу индивидуальных консультаций с теми, кто хочет и может, становится более гибкой, более легко настроенной системой, помогающей компаниям, а не тормозящей развитие. Например, если у нас период оптимизации ресурсов и мы активно сокращаемся, но при этом понимаем, что нам важен наш HR-бренд на рынке, корпоративные карьерные консультанты занимаются задачами аутплейсмента. Потому что нам важна репутация и мы хотим максимально помочь с трудоустройством высвобождаемых сотрудников. Тогда как в моменты роста и развития мы ищем высокопотенциальных людей и выстраиваем с ними индивидуальные карьерные треки, чтобы:
а) не потерять их
б) максимально использовать их потенциал.
Так что сейчас многие передовые компании активно строят свои карьерные центры. И хотя должности «карьерный консультант» пока нет в штатном расписании во многих компаниях, на работу более охотно берут рекрутеров, специалистов по кадровому резерву, оценщиков и T&D с дополнительным образованием карьерного консультанта.